Posted 2 ноября 2011,, 10:43

Published 2 ноября 2011,, 10:43

Modified 1 апреля, 04:18

Updated 1 апреля, 04:18

МАК: Экипаж Як-42 мог предотвратить катастрофу

2 ноября 2011, 10:43

МОСКВА, 2 ноября. Экипаж разбившегося под Ярославлем Як-42 мог предотвратить катастрофу, своевременно приняв решение о прекращении взлета, заявил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов.

"Своевременная оценка ситуации экипажем и принятие решения о прекращении взлета вместо установки взлетного режима двигателей за примерно 1000 метров до выходного торца ВПП-23 (взлетно-посадочная полоса) на скорости большей скорости принятия решения, определенной экипажем, позволила бы предотвратить авиационное происшествие", - сказал Морозов, цитирует РИА "Новости".

Напомним, основной причиной крушения Як-42 названы ошибки экипажа, связанные с торможением. Однако расследование не установило, кто именно из пилотов тормозил во время разгона самолета перед взлетом.

"Из-за отсутствия на средствах объективного контроля на Як-42 контроля параметров работы тормозной системы однозначно определить, кто из пилотов осуществлял подтормаживание, не представилось возможным. Это в равной степени могли сделать (и командир, и второй пилот)", — сказал Морозов.

Морозов сообщил, что один из пилотов жал на тормоза, в результате чего тормозящая сила составила 8 тонн, и скорость перед взлетом была ниже необходимой на 20 километров в час.

"Определенная командиром скорость принятия решения — 190 километров в час — была на 20 километров в час меньше нормально расчетной для фактического взлетного веса 54 тонны и номинального режима работы двигателей", — сказал Морозов.

Ручка стояночного тормоза была в положении "выключено", подчеркнул он.

Как сообщалось, экипаж разбившегося в сентябре под Ярославлем Як-42 перед вылетом не выполнил расчет параметров взлета.

Кроме того, в крови второго пилота был обнаружен фенобарбитал — снотворное, замедляющее реакции. Пилотам этот препарат принимать категорически запрещено.

Переучивание командира воздушного судна и второго пилота разбившегося самолета на Як-42 проходило "с грубым нарушением действующих нормативных документов", сообщил также Морозов. В результате пилоты разбившегося под Ярославлем Як-42 не имели должного количества часов налета на данном самолете после переучивания с самолета типа Як-40.

Между тем, сам самолет был полностью исправен. По словам Морозова, отказов в работе самолета, двигателей и систем, в том числе тормозной системы, не выявлено. Пожара, взрывов и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было, сказал глава комиссии МАК.

Он добавил, что внешние обстоятельства не мешали нормальному взлету самолета, длина ВПП в аэропорту Ярославля составляла три тысячи метров, ширина — 44 метра, что позволяло безопасно выполнить взлет на самолете типа Як-42. Вылет самолета был выполнен точно по расписанию, ограничений на время подготовки экипажа к взлету не было.

Полет выполнялся днем в простых метеоусловиях, самолет был заправлен достаточным количеством топлива, к качеству которого замечаний нет. Взлетная масса и центровка самолета не выходили за установленные пределы, характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали установленным.

Катастрофа произошла 7 сентября недалеко от ярославского аэропорта "Туношна". Як-42 следовал по маршруту "Ярославль — Минск". На борту были 45 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды "Локомотив" и обслуживающего персонала клуба, а также 8 членов экипажа. Спасти удалось двоих — игрока "Локомотива" Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова. Однако позднее Александр Галимов скончался в ожоговом центре Московского института имени Вишневского.

По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ — "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".