Posted 8 ноября 2011,, 15:45

Published 8 ноября 2011,, 15:45

Modified 1 апреля, 04:12

Updated 1 апреля, 04:12

Три заветные буквы

8 ноября 2011, 15:45
Уже 10 ноября, возможно, будет подписано соглашение, открывающее России двери во Всемирную торговую организацию. Отраслевые эксперты считают, что последствия от этого шага для Петербурга будут такими же, как и для всей страны в целом.

Планируется, что уже 10 ноября в Женеве между Россией и Грузией будет подписано соглашение, наконец-то открывающее России двери во Всемирную торговую организацию. Переговорная эпопея, длящаяся вот уже 18 лет, будет завершена. Отраслевые эксперты считают, что последствия от этого шага для Петербурга будут такими же, как и для всей страны в целом.

Мечта поэта о том, "чтобы в мире без Россий и Латвий жить единым человечьим общежитием" не сбылась, зато грезы отчественных западно ориентированных предпринимателей об общежитии всемирном торговом как никогда близки к реальности. Расставлять все точки над i спешат немногие. Это можно понять, поскольку предполагаемые сроки интеграции переносились не единожды, однако теперь практически все уверены, что новой отсрочки удастся избежать.

В городе на Неве тема вхождения России в ВТО обсуждалась чаще, чем в каком-либо другом городе. Иначе быть и не могло. Данный вопрос постоянно значился в повестках Петербургского экономического форума. Не проходило и года, чтобы тот или иной спикер не попенял на медленный ход этого процесса, а также на волокиту, которой сопровождаются переговоры. Дело дошло до того, что в 2010 году Анатолий Чубайс назвал обсуждение вопроса о присоединении к ВТО «самой плохой традицией Петербургского экономического форума». Что, впрочем, не помешало ему в очередной раз заявить о целесообразности и необходимости подобной интеграции. Местные противники вхождения в ВТО отвечали главе «Роснано» тем, что отправляли его чучело не только «на три буквы» (ВТО - прим. ред.), но и в петербургское небо.

Интересно, что «плохая традиция» была продолжена на следующем ПЭФе, когда по теме прошелся глава «Северстали» Алексей Мордашов.

«Россия начала процесс вступления в ВТО в 1993 году, то есть, таким образом, в этом году будет 18 лет, как мы ведем переговоры. Это очень много. По любым меркам мы уже давно перешагнули рекорд Китая, который 14 лет вел переговоры. Нам уже давно пора вступить в ВТО, но, к сожалению, мы все время находим какие-то препятствия, какие-то барьеры, и это очень обидно, поскольку технически Россия готова к вступлению в ВТО», - заявил в июне миллиардер.

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что, рассуждая над последствиями вступления России в ВТО, нельзя отделять Петербург от остальной страны.

Так, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что даже если Россия вступит во всемирную торговую организацию, на полках петербургских магазинов все равно не найдется места западному алкоголю.

"Бедность основной части населения России будет защитным механизмом на пути западного алкоголя в Россию, который может поступить к нам по линии ВТО. Петербург в этом плане не отличается от остальных регионов страны", — считает он.

По словам Дробиза, теоретически проникновение на местный рынок дешевого западного алкоголя можно считать угрозой. В этом разрезе не может быть страшен крепкий алкоголь. Даже если учитывать тот факт, что местная водка не такая уж дешевая: импортный алкоголь, даже без пошлин, будет стоить все равно дороже.

Как пример эксперт приводит Финляндию, в которой бутылка водки стоит в среднем 12-14 евро. В России же номинально легальную бутылку этого же напитка можно приобрести за 98 рублей.

Если брать во внимание тот факт, что в последние годы, благодаря появлению крупных автосборочных производств, Петербург стали называть «русским Детройтом», вступление России в ВТО для города может иметь двоякие последствия.

Например, исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов отмечает, что все-таки планируется переходный период по изменению пошлин. По его словам, сейчас уровень пошлин достаточно высок, но постепенно они будут снижаться. Те компании, которые построили заводы, сейчас находятся в особых условиях – сборка на территории РФ поощряется, в том числе заградительными пошлинами. Хотя оговорен период, за который инвестиции компаний должны окупиться (7 лет), это конкурентное преимущество пропадет. Себестоимость ввозимых автомобилей может сравняться с себестоимостью производимых в России. Чтобы сборка иномарок в России оставалась выгодной и после переходного периода, необходимо разрабатывать новые схемы логистики и другие способы снижения себестоимости, чтобы сбалансировать уменьшение ввозных пошлин.

"Однозначно сказать, что будет выгоднее, — сложно. Автопром будет зависеть от многих параметров — как будет изменяться стоимость рабочей силы, электроэнергии, будет ли развито производство автокомпонентов… Российский автопром, на первый взгляд, потеряет от вступления в ВТО. А вот потребитель — выиграет, ведь усиление конкуренции всегда работает на потребителя. В дальнейшем, если наш автопром будет конкурентоспособным и производство автомобилей будет выгоднее в России, чем за рубежом, тогда большая часть рынка будет обеспечиваться местным производством, более того, Россия сможет экспортировать автомобили. Если же нет, то вступление в ВТО окажется "минусом" для внутренних производителей", — отмечает Удалов.

Присоединение к ВТО должно показать, а является ли действительно конкурентной на мировом рынке продукция современных петербургских предприятий - тех из них, которые подняли голову в последнее время. Многие ленинградские бренды канули в небытие с развалом Советского Союза. Например, сегодня трудно найти человека, который бы в повседневной жизни пользовался фотоаппаратами или видеомагнитофонами, произвденными на «Ленинградском оптико-механическом объединении» (ЛОМО). Вступление в ВТО должно стать для местной промышлености таким же испытанием на прочность, каким в свое время стал переход с плановых рельс на рыночные.