Posted 9 декабря 2011,, 12:25

Published 9 декабря 2011,, 12:25

Modified 1 апреля, 03:38

Updated 1 апреля, 03:38

Как мы стали крепостными

9 декабря 2011, 12:25
Один из главных результатов распада СССР, о котором редко говорят – фактическая транспортная изоляция его осколков. Десятки миллионов людей, которые постоянно катались друг к другу, 20 лет назад резко «осели», стали почти невыездными. Как это случилось?

Один из главных результатов распада СССР, о котором редко говорят – фактическая транспортная изоляция его осколков. Десятки миллионов людей, которые постоянно ездили друг к другу, 20 лет назад резко «осели». Сохранив родственные и дружеские связи, мы стали живым осадком геополитической катастрофы. Как это случилось?

По данным опроса, проведенного в октябре украинской компанией Research & Branding Group, каждый второй житель Украины имеет родственников в России. 28% респондентов заявили, что имеют там близких родственников, 21% - дальних, с которыми поддерживают контакты. Около трети опрошенных имеют в России друзей (15%) или просто знакомых (15%). Но, что парадоксально - большинство из них (70%) после 1991 года ни разу (!) не посещали Россию, тогда как бывали в соседнем государстве только 29% опрошенных.

В чем же причина? Неужели нет желания повидать близких и друзей? Ведь Россия – не дальний свет. Для поездки туда гражданам Украины не нужны ни визы, ни знание языка. Законодательство РФ до самого последнего времени позволяло им проводить в России до 90 дней без регистрации. В «негативное отношение россиян к украинцам», о котором периодически сообщают киевские СМИ, большинство местных граждан не верит, резонно полагая, что русский негатив по отношению к украинским властям на братский народ не распространяется.

Желание съездить в Россию у украинцев, как показывает та же социология, тоже не отпало. Да, у 33% украинцев совсем нет желания поехать в Россию. Но все остальные вполне себе съездили бы. Основные цели, с которыми украинцы хотели бы посетить Россию – это поездки в гости к родным (35%) и туристические поездки (24%). На заработки в Россию хотел бы отправиться каждый десятый житель Украины (9%).

Так в чем же дело?

Ответ на этот вопрос неочевиден, разве что, иностранцу. Дорого это, просто поясняет директор социологической компании Евгений Копатько.

Если во времена СССР украинцы, учитывая наличие единых тарифов на перевозки, могли смотаться в Москву за дефицитными на то время капроновыми колготами и шоколадными конфетами, сегодня им дешевле поехать за модными тряпками в Европу. Билеты на поезд Киев-Москва-Киев, в котором надо ехать всю ночь, обойдутся почти в $200. На самолет – от $350 и выше, в зависимости от рейса.

Если раньше украинцы летали в Сочи и ездили отдыхать в Краснодарский край, то сейчас, как утверждает гендиректор одной из туркомпаний Екатерина Портная, эти направления «вообще мертвы: спроса нет. Украинские операторы этим направлением не занимаются, кроме экскурсионных туров в Петербург, которые по стоимости конкурируют с Парижем», - сообщила она. Потому что билет на одну и ту же дистанцию на Запад обходится дешевле.

Когда речь заходит о причинах сравнительной дешевизны поездок на Запад, отраслевые эксперты объясняют это стремлением транспортных компаний заработать на росте пассажиропотока. Этот принцип теоретически применим и к перевозкам в Россию, но на практике не все так просто.

Сегодня рынок авиаперевозок 40-милионной Украины практически монополизирован двумя крупными местными компаниями (одна была недавно продана иностранному инвестору). О единственной железнодорожной госкомпании «Укрзалызныця» говорить в этом плане вообще нет смысла – ее монопольные цены могут регулироваться только директивами правительства, которое этого почти не делает.

Одиозные комментаторы из числа коммунистов склонны объяснять это заговором компрадоров из Киева и Москвы, якобы равно заинтересованных в закрепощении населения своих стран. Возможно, в этом есть доля истины, но все же истинная причина далека от конспирологии, и носит больше экономический характер.

Логика монополистов во всем мире диктуется ленью. Да, можно отвезти из пункта А в пункт Б 20 человек по 60 долларов и получить 1200. Но зачем это делать, если можно отвезти 10 человек по 100? Ведь рост пассажиропотока – это и новые самолеты, и расширение наземной инфраструктуры. Расширять пассажиропоток, снижая цены, компанию может вынудить только конкуренция.

Именно поэтому украинским перевозчикам периодически приходится снижать цены в Европу (рождество не в счет), и не приходится – в РФ. Ведь там тоже сплошные монополии.

По той же причине на рынки авиаперевозок большинства стран СНГ не допускают зарубежные лоукост-компании. Вице-премьер Борис Колесников торжественно обещал это сделать. Но в рамках подготовки к проведению на Украине чемпионата по футболу «Евро-2012» правительство допустило в небо страны даже истребители США и НАТО, а лоукостеры - до сих пор нет.

Сегодня на Украине кое-как работает одна бюджетная компания. Но возит она тоже исключительно на запад. Только за последние полгода из Киева появились новые еженедельные рейсы в Барселону, Венецию и Прагу. И цены на эти направления, при бронировке за месяц стоят как билет в купе на поезд «Киев-Москва». По СНГ компания не возит, хотя и планирует уже второй год: все никак не получается.

Все это, естественно, не могло не отразиться на структуре туристического потока из Украины, который, несмотря на специфику, связанную с использованием чартеров, отражает общую ситуацию с транспортной доступностью в бывшем СССР. По словам Екатерины Портной, лишь 5% украинских граждан покупают туры по странам СНГ.

Есть основания утверждать, что в большей степени поэтому, а не в силу пропаганды, Россия все больше воспринимается на Украине, как «заграница» - особенно не получившей советского опыта молодежью. Процент англоговорящих молодых украинцев все время растет, а визы им не требуются не только для посещения РФ – они не нужны в туже Хорватию, Черногорию, Израиль. А с недавних пор жители Львовской области могут без труда получить полугодовой Шенген.

С экранов ТВ украинцев продолжают кормить надоевшей жвачкой о том, что товарооборот между Украиной и Россией крепчает, связи укрепляются, таможенный досмотр упрощается. Возможно, это так, но к их частной жизни вся эта «макруха» отношения не имеет. И не исключено, что через пять–десять лет украинцы захотят ехать в гости к россиянам даже при наличии денег.

Анна Стешенко