Posted 12 декабря 2011,, 08:12

Published 12 декабря 2011,, 08:12

Modified 1 апреля, 03:36

Updated 1 апреля, 03:36

От экранов – на улицы

12 декабря 2011, 08:12
Многотысячные митинги, прошедшие на прошлой неделе в городах России, развеяли миф о гражданской инертности современной российской молодежи. Пользуясь случаем, мы публикуем список культовых кинофильмов, затрагивающих тему молодежного протеста.

Массовые акции протеста, прокатившиеся по стране за последнюю неделю, разом сломали два стереотипа. Первый - участие в митингах – дело горстки маргиналов и профессиональных «несогласных». Второй – российская молодежь в массе своей пассивна и, что с ней ни делай, на улицы не пойдет. При этом буквально неделю назад эти утверждения представлялись аксиомами.

Кроме вышеупомянутых оппозиционеров акции протеста устраивали либо так называемые «левые» - антифашисты и анархисты, либо ультраправые. Первых власть всячески давила, вторых не без некоторого успеха пыталась приручить, задабривая легальными «русскими маршами» и концертами откровенно нацистских групп у стен Кремля, пока непослушные подопечные не начали стрелять в милиционеров и убивать федеральных судей.

Однако за время, прошедшее с разгрома администрации Химок антифашистами, анархистами и радикальными экологами, пытающимися остановить вырубку Химкинского леса, и выхода футбольных фанатов на Манежную площадь после убийства кавказцами болельщика Егора Свиридова, российское общество совершило беспрецедентный скачок.

Среди десятков тысяч людей, вышедших на улицы российских городов выразить свое несогласие с результатами выборов, подавляющее большинство было представлено людьми весьма далекими от политики, в том числе – интеллигентной, образованной молодежью.

Сравнивая российские протесты с событиями «арабской весны» и движением «Оккупируй Уолл-Стрит», аналитики подчеркивают роль, которую сыграли в организации акций социальные сети. Однако без качественного изменения, произошедшего в коллективном гражданском сознании, собирать через Facebook и Вконтакте было бы попросту некого.

Этот рост активности в среде молодежи также напрямую связан с интернетом, сделавшим массово доступным один из наиболее популярных и влиятельных аспектов культуры - кино.

В данной статье мы попытались перечислить некоторые фильмы (на самом деле, их гораздо больше), затрагивающие тему молодежного протеста, ставшие культовыми во всем мире. Причем в нашей стране большинство из этих фильмов не шли широким прокатом и получили шанс повлиять на мироощущение молодых российских зрителей благодаря интернету.

Ненависть (La Haine)

Снятый в 1995 французским режиссером Матьё Кассовитцем фильм мгновенно стал иконой для недовольной окружающим миром западной молодежи. Интернациональная компания обитателей нищего французского гетто – еврей, негр и араб, болтаются по Парижу в поисках приключений. Работы нет, денег нет, особых надежд на будущее не предвидится.

Ситуация усугубляется тем, что события происходят на следующий день после очередных молодежных беспорядков, спровоцированных избиением полицейскими арабского подростка. А пистолет, ждущий своей очереди в кармане одного из героев, с самого начала не оставляет надежд на благополучный финал.

Лента набрала массу престижных наград, включая Канны и национальную премию Сезар, а исполнитель роли Винса – Венсан Кассель, сделал свой первый шаг к мировой славе.

Крэк 6-Т (Ma 6-T va crack-er)

Фильм, снятый Жаном-Франсуа Рише на волне успеха «Ненависти», также приобрел культовый статус и стал очередным томом энциклопедии жизни подростков из малообеспеченных семей.

Молодые жители французских пригородов мечутся в поиске выхода из лабиринта бедности, гангстерских разборок, насилия, расизма, полицейского произвола и наркозависимости.

Рише сделал беспроигрышный ход, дополнив зрительный ряд музыкой ведущих французских рэп-исполнителей, основными темами которых были социальные и политические проблемы Франции.

V Значит Вендетта

В отличие от некоторых фильмов, представленных в нашем списке, «V Значит Вендетта» смотрели практически все. Зрелищный голливудский блокбастер, снятый в 2006 по мотивам серии комиксов Алана Мура и Дэвида Ллойда и спродюссированный создателями «Матрицы» братьями Вачовски, заслуженно приобрел массовую популярность.

Однако его мнимая «попсовость» никоим образом не умаляет степени воздействия на умы. Маска Гая Фокса, за которой прячет изуродованное лицо главный герой фильма, противостоящий тоталитарному режиму, стала символом гражданского протеста по всему миру – от Нью-Йорка до Москвы.

Теперь она скрывает лица как участников движения «Оккупируй Уолл Стрит», так и людей протестующих против фальсификации выборов в Москве.

Мечтатели

Основной темой фильма классика мирового кинематографа Бернардо Бертолуччи стала революция сексуальная, устраиваемая героями во главе с великолепной Евой Грин в отдельно взятой квартире.

При этом психологические и сексуальные опыты героев происходят на фоне событий «парижской весны» - бурных студенческих волнений 1968-го, спровоцированных увольнением Анри Ланглуа с поста главы Французской синематеки.

В финале молодежный бунт все-таки доказывает свой статус ключевого персонажа, заставляя героев покончить с цитированием культовой киноклассики, любовью втроем и инцестом и отправиться на баррикады – швырять коктейли Молотова в парижских полицейских.

Ромпер Стомпер (Romper Stomper)

Второй и, по иронии судьбы, самый известный фильм австралийского режиссера Джеффри Райта. Весьма противоречиво принятый критиками Romper Stomper неожиданно нашел благодарных зрителей в лице российских подростков.

В условиях кризиса либеральных ценностей и этнических трений России конца девяностых и начала нулевых история банды австралийских наци-скинхэдов, гибнущей в неравной схватке с китайскими иммигрантами и полицией, заставила многих ребят из городов России побрить головы и отправиться мстить приезжим.

Можно с уверенностью сказать, что на этом фильме выросло не одно поколение российских ультра-правых, прочно оккупировавших заголовки криминальной хроники.

Впрочем, винить в этом стоит не Рассела Кроу, сыгравшего харизматичного лидера банды нацистов, а тех, кто не смог предложить молодым людям альтернативы бездумному насилию и порочной идеологии.

Фабрика Футбола (The Football Factory)

Творение британца Ника Лава, непревзойденного рассказчика историй об уголовниках, футбольных фанатах и других, крайне несимпатичных мирному обывателю персонажах. Фильм – и без того получивший признание мирового киносообщества, стал в середине нулевых настоящим объектом поклонения для российской молодежи.

Фабрика Футбола сыграла немалую роль в превращении российских фанатов образца 90-х, воспитанных на Ромпер Стомпере, наряженных в военные куртки и калечащих друг друга арматурой, в людей, стремящихся вслед за своими европейскими «коллегами» дорого одеваться и слушать модную музыку.

Не все способны в это поверить, но движение футбольных хулиганов сегодня играет немалую роль в общественной жизни страны – лидеры современных фанатских группировок могут вывести на улицы несколько тысяч человек, что и было продемонстрировано во время прошлогодних событий на Манежной площади.

Комплекс Баадера-Майнхоф (Der Baader Meinhof Komplex)

Крайне неоднозначно воспринятый зрителями фильм 2008 года стал попыткой беспристрастно взглянуть на историю одной из самых кровавых террористических групп двадцатого века – Фракции Красной Армии (RAF), действовавшей на территории ФРГ в шестидесятых и семидесятых годах. Ультралевая, как легко догадаться из названия, организация объявила своей целью борьбу с полицейским государством, поддерживающим американский империализм и власть капитала.

Руководствуясь этими намерениями, члены Фракции не замедлили обрушить на страну серию жестоких и бессмысленных терактов. В то же время, как демонстрирует фильм, одной из предпосылок к созданию Фракции стали неоправданно жесткие меры, применяемые властями для подавления студенческих и протестных движений.

«Я думаю, что именно благодаря жесткой стилистике ленты зритель поймет, что такое терроризм, как он возникает, как влияет на общество», - прокомментировал Штефан Ауст – бывший редактор журнала «Шпигель» и автор книги, по которой и был снят фильм.

Выход ленты вызвал крайне негативную реакцию родственников жертв террора. Вдова бывшего руководителя Dresdner Bank Юргена Понто, погибшего от рук боевиков, даже вернула властям правительственную награду — крест «За заслуги».

Бакенбарды

Фильм Юрия Мамина, снятый в 1990 и вышедший в прокат гораздо позднее, не зря называют «русским Заводным Апельсином». Однако «Бакенбарды» - это гораздо больше, чем просто фильм о молодежном насилии. Провинциальный Загорск терроризируют две соперничающие банды, в конфликте которых легко узнается вражда советских «неформалов» и люберов. Впрочем, на сцене вскоре появляется новая банда - пушкинисты, брутальности и стилю которых могли бы позавидовать герои Бёрджеса и Кубрика.

Пришельцы, носящие бакенбарды, цитирующие Александра Сергеевича и отлично владеющие техникой сражения на тростях мгновенно подчиняют себе город, вербуют молодежь в свои ряды и даже побеждают в рукопашной бессовестных подражателей – фанатов Лермонтова, использующих секретную тактику боя под названием «Мцыри».

Впрочем, пушкинисты вскоре ввязываются в игру властей и заканчивают очень печально – наголо бритые и наряженные в узнаваемые «желтые кофты из трех аршин заката», они маршируют по улицам Загорска, скандируя стихи Маяковского.

То ли благодаря удивительному совпадению, то ли – режиссерскому предвидению, фильм удивительно точно предугадал современную ситуацию, в которой власть активно использует группировки футбольных болельщиков для разгона митингов оппозиции и охраны собственных мероприятий.

И, конечно, авторам фильма удалось наглядно продемонстрировать, что на фундаменте любой, даже самой светлой, идеи можно с успехом построить уродливое здание фашизма.

Владимир Гладков