Русские в Азии

20 декабря 2011, 17:17
Начиная с 1990 года русским доставалось на всей территории бывшего СССР – и в странах Балтии, и на Украине, и в Центральной Азии. Их выживали любыми доступными способами, называя оккупантами, ставя русский язык вне закона, отказывались принимать на работу.

Начиная с 1990 года русским доставалось на всей территории бывшего СССР – и в странах Балтии, и на Украине, и в Центральной Азии. Их выживали любыми доступными способами, называя оккупантами, ставя русский язык вне закона, отказывались принимать на работу - везде по-разному. Но сильнее всего, наверное, русская община пострадала в Таджикистане.

Юрчики и Вовчики

С первых дней получения независимости все бывшие партийные руководители, получившие образование в Москве и других вузах, на чистейшем русском языке с пеной у рта требовали статуса государственного языка для таджикского и запрета даже разговаривать на русском.

Неудивительно, что когда в республике началась гражданская война и первые бои между «вовчиками» и «юрчиками», под шумок начались и небывалые по размаху и жестокости расправы над нетаджикским населением. Под пресс озверелых националистов попадали не только русские – и армяне, и евреи, и даже городские таджики. Тест был прост: а ну-ка, говори по-таджикски! Не знаешь ни слова или говоришь с акцентом – и ты попал.

Понятное дело, что основным языком общения для всех этих людей был русский: на нем учились, на нем читали книги, на нем пели песни. Погромы начались в Душанбе, Ленинабаде (это теперь Ходжент), на Памире, в других городах.

Очевидцы рассказывают, что делалось все крайне цинично и очень жестоко – не щадили ни детей, ни женщин. «Таджикистан для таджиков!» и «Русские, убирайтесь в свою Россию!» - это были главные лозунги. Русских грабили, насиловали и убивали даже в их собственных квартирах. Такого изуверства Таджикистан еще не знал. В первые дни власти просто растерялись и не знали, что предпринять, и тогдалько горожане, самостоятельно организовав отряды самообороны, сумели дать отпор.

Естественной реакцией русских, и не только русских, стал массовый выезд из Таджикистана. Если в 1989 году русских в Душанбе было 40% населения, то в 1996 их осталось только 10%. А поскольку практически все квалифицированные специалисты - инженеры, учителя, преподаватели вузов были русскими, приехавшими поднимать тогда еще советский Таджикистан, то их отъезд роковым образом сказался на экономике начинающей страны.

В середине 90-х единственным оставшимся «на плаву» предприятием был Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ). Завод кормил если не всю страну, то бандитов, которые его контролировали, уж точно. Миллионы долларов прокачивали через банки первых российских олигархов, которым было наплевать на положение русских в Таджикистане. Главное, что алюминиевые чушки, которые славно менялись на зеленые доллары, шли нескончаемым потоком. Так вот, чтобы русские спецы и прочие «нетаджики» не разбежались с ТадАЗа, их перевели на положение рабов и из цехов не выпускали.

Какова ситуация нынче?

В сегодняшнем Душанбе или другом более или менее крупном таджикском городе русского человека сегодня встретишь реже, чем китайца или американца. И удивительное дело: даже русский язык, на котором они говорят, странен: совершенно таджикский акцент! Зачастую эти люди лучше говорят по-таджикски, чем по-русски. Для них выучить язык – единственный способ остаться на плаву. Нет, теперь, конечно, вероятность быть побитым за то, что не говоришь по-таджикски, невелика. Но очень велика вероятность, что на русском тебя просто не поймут. И на работу устроиться без знания таджикского ты тоже вряд ли сможешь.

Согласно закону, русский язык в Таджикистане имеет статус «официального». Правда в нынешнем году таджикский парламент хотел лишить его этого статуса. Сохранить статус удалось лишь после окрика со стороны президента. Отношения с Россией важны для Рахмона, несмотря на грязную историю с летчиками. Ведь русские могут не только гастарбайтеров выгнать, они еще, чего доброго, с наркомафией начнут бороться не на словах, а на деле.

Но, тем не менее, изданы официальные приказы, запрещающие принимать любую документацию даже от частных компаний, на русском языке: все, включая налоговые декларации, - только на таджикском. В результате в последний год еще значительное количество квалифицированных людей остались без работы, а их места заняли пусть и непрофессионалы, но зато - со знанием государственно языка.

Киргизия

Распад Союза и упавшая, как снег на голову, независимость здорово изменили положение русских в Киргизии. Нельзя сказать, что оно стало «безысходным», нет, оно просто стало совершенно другим. Если в советское время национальность вообще особого значения не имела, и жили все, что называется, одной общностью под названием «советский народ», то с приходом независимости оказалось, что иметь национальность – выгодно. Она помогает устроиться на работу в теплое местечко, особенно если есть родственники среди высокого начальства, она помогает поехать бесплатно учиться за счет государства за границу, и многое другое.

В первые годы независимости, пока еще были активны люди, помнившие советские времена, модели межнациональных отношений сохранялись. Но за 20 лет многое изменилось, и нельзя сказать, что в лучшую сторону.

Эти изменения видны и в статистических данных – если в 1991 году в Киргизии жили почти миллион русских – 916 тысяч, то к 2009 году их осталось в два раза меньше – 415 тысяч. А на сегодняшний день и того меньше, точных данных не знает никто. Но, судя по массовому наплыву в посольстве России, население продолжает уезжать. Особенно, конечно, эти очереди в посольстве удлинялись после очередных переворотов, которые в Киргизии называют «народными революциями». Однако, что вполне закономерно, в этих очередях все больше и больше в последние годы собственно киргизов, желающих переехать на ПМЖ в Россию или, по крайности, получить российское гражданство. Летом 2010 года, когда люди были напуганы кровавыми событиями в Бишкеке и на юге, представитель ФМС в этой стране сообщал, что в иной день оформлялось до тысячи комплектов документов.

Несмотря на перевороты, падение уровня образования, маргинализацию населения, отношение к русским в Киргизии в целом осталось благожелательным. Россия для большинства киргизов – страна, давшая сильнейший стимул к развитию, фактически создавшая Киргизию как национальное государство.

Это, кстати, подтверждают и опросы общественного мнения. В 2010 году бишкекское агентство «М-Вектор» провело опрос, где среди прочих был задан вопрос – считаете ли вы необходимым присоединение Киргизии к России в качестве члена Федерации? Результаты опроса оказались довольно неожиданными – более 85% респондентов ответили утвердительно. Что интересно, эти цифры примерно совпадают с теми, что были продемонстрированы во время плебисцита по сохранению СССР. Да и то сказать – что дала независимость Киргизии как государству? Экономическую и политическую разруху, массовую безработицу, межэтнические конфликты.

Один из авторитетных киргизских политических экспертов вообще считает, что независимость эта весьма условна. «О какой независимости можно говорить, когда Киргизия буквально во всем зависит от других стран? Мы вынуждены идти на поводу у любого, кто дает стране денег, – американцев, европейцев, русских. Разве это независимость? Давно пришло время понять, что самостоятельно Киргизия не выживет и нам просто необходимо иметь сильного и надежного союзника. Исторически таким союзником для Киргизии всегда была Россия», - сообщил он.

В минувшем году президент РФ наградил главу Ассоциации русистов Киргизии Замиру Дербишеву медалью Пушкина за сохранение и популяризацию русского языка. Она, как никто другой, знает ситуацию с русским языком в Киргизии.

«Прошло всего 20 лет, а 70% населения уже не говорит на русском языке, - отметила Дербишева. – Мы можем говорить об относительно благополучном положении русского языка только в Бишкеке. Ну и, может быть, в окружающих более или менее крупных городах – Кара-Балта, Токмак. И все. А что касается глубинки, особенно южных регионов, могу сказать, что там практически нулевое знание русского языка».

И это не удивительно – в последние несколько лет в основном со стороны власть имущих начались довольно агрессивные нападки на русский язык.

Русский, в соответствии с законом о языке, является официальным языком, но в последнее время часто слышатся предложения ликвидировать это положение. То раздаются пожелания названия всех населенных пунктов, имеющих русское происхождение или просто звучащие по-русски, заменить на киргизские. То требуют, чтобы в министерствах и ведомствах в течение трех месяцев разговаривали на киргизском языке, а парламент исключил в своих стенах любое использование русского языка. Множество самых разнообразных предложений, демонстрирующих всю палитру фантазии киргизских законодателей и руководителей. Джелал-абадский градоначальник отличился тем, что запретил даже разговаривать в его присутствии по-русски.

Интересно, что среди простых людей эти нападки поддержки практически не находят – большинство людей понимают, что русский необходим и все эти топорные предложения – простое желание покрасоваться и выглядеть «патриотом». В Киргизии, как и в России, и других постсоветских странах, образовалась эта прослойка людей: «квасные», а в случае с Киргизией, скорее, «кумысные» патриоты. Правда, число их невелико и отношение к ним у большинства людей соответствующее – скорее как к пациентам психушки, нежели как к серьезным людям.

Как бы там ни было, есть примеры, которые хорошо иллюстрируют реальное положение дел. Например, в Баткене, на юге Киргизии, русская женщина (русских там осталось не так много) организовала частный садик для детей из окрестных домов, и соседи попросили, чтобы с детьми там разговаривали исключительно по-русски. «Нашим детям нужен русский язык», - вот что они говорят. И такие примеры не единичны.

Михаил Александров

#Политика #Главное #Всегда актуально #В мире
Подпишитесь