Posted 3 февраля 2012,, 13:19

Published 3 февраля 2012,, 13:19

Modified 1 апреля, 02:53

Updated 1 апреля, 02:53

Москву атакуют корь, грипп и мифы

3 февраля 2012, 13:19
Столица за месяц вышла на годовой уровень заболеваемости корью. Одновременно, несмотря на холода, учащаются случаи госпитализации с гриппом. Медики призывают, пока не поздно, делать прививки, а москвичи, как всегда, не хотят.

По данным главного инфекциониста Москвы, руководителя Инфекционной клинической больницы № 1 Николая Малышева, которые он озвучил на пресс-конференции в столичном пресс-центре «Росбалта», от гриппа сегодня привиты только 25% горожан. Сильные волей, но, как и большинство жителей мегаполисов, слабые иммунитетом, после январского затишья многие потянулись к кабинетам медиков с характерными для сезона жалобами.

«После каникул заболеваемость респираторными инфекциями стала повышаться», - рассказал Малышев, уточнив, правда, что эпидпорог едва-едва показался на горизонте. «Совокупная заболеваемость в Москве примерно на 35% ниже порогового уровня, ближе всех к нему – дети в возрасте от 0 до 2 лет (12% до порога)», - отметил врач. И все-таки: если декабрь и первые дни января город стоически продержался без кашля и температуры, то сейчас грипп диагностируют у 7% пациентов первой инфекционной. В основном речь идет о стандартном штамме вируса. «Тяжелого течения мы пока не отмечаем», - заверил Малышев, но сразу оговорился, что вопрос об иммунизации «все еще актуален».

«Вакцинироваться надо осенью, но и сейчас это сделать еще не поздно», - профессор кафедры педиатрии ИПК ФМБА России Андрей Федоров в свою очередь тоже попытался воздействовать на недоверчивых москвичей. Он даже прибавил, что и «в момент начала эпидемиологического роста» прививка может оказаться небесполезной, ибо защитные антитела в организме вырабатываются уже через две недели после иммунизации, а значит «привитые с большой долей вероятности не заболеют к концу эпидемии».

Федоров призвал не верить мифам о вреде вакцин. Если вакцины первого поколения (а они давно не применяются) действительно были небезопасны, потому как содержали инактивированный, но цельный вирус, то при производстве современных используются исключительно фрагменты возбудителей. «От них вообще невозможно заболеть, - подчеркнул Федоров. - Живые вакцины создают модель инфекции, но с помощью вируса с «обстриженными конечностями»: он не очень-то побегает по организму».

Медики обращают внимание, что в иммунизации, прежде всего, нуждаются беременные женщины, а также люди, страдающие хроническими заболеваниями сердца, легких и почек, для которых грипп нередко становится причиной инфарктов и инсультов. Прививаться надо накануне каждого эпидсезона: за год вирус существенно изменяется, к тому же из-за «чистоты» современных вакцин срок их действия ограничивается несколькими месяцами.

Единственное абсолютное противопоказание к гриппозным прививкам – аллергия на белок куриного яйца. Тем не менее, по оценке Андрея Федорова, вакцинопрофилактика в нашей стране по-прежнему «хромает на все те ноги, которые у нее есть». Здесь, он считает, не обошлось без журналистов, стараниями которых прививки заработали отрицательный имидж. Заболевание после – не значит вследствие, но, по словам Федорова, не все и не сразу об этом вспоминают: «неблагоприятные события после вакцинации в России нередко связывают с прививкой еще до выяснения их действительных причин». Как результат: низкие цифры охвата и длинные столбики родительских подписей в отказных листах.

И вот поэтому эксперт ФМБА настаивает на принудительной вакцинации. Разумеется, не только от гриппа. Туберкулез и гепатит B – враги гораздо более могущественные. Федоров говорит, что россиян необходимо законодательно обязать (или, во всяком случае, стимулировать) следовать всему национальному календарю профилактических прививок – от первой до последней строки. Это бы, к слову, обезопасило нас и от кори, которая, по свидетельствам врачей, за последние дни из энциклопедической угрозы снова превратилась в очевидную.

Так, за первый месяц 2012 года было зафиксировано 80 случаев заболевания корью. Еще 30-40 пациентов ждут подтверждения диагноза. Об этом отчитался Николай Малышев, подчеркнув, что за весь прошлый год в городе было зарегистрировано 139 случаев кори, а в 2010-м – всего 16. Причем чаще всего от инфекции страдают взрослые. «40-летние и даже 60-летние болеют, а корь – детская инфекция, которая сравнительно легко протекает с двух до шести лет и гораздо тяжелее – у взрослых», - сказал Малышев.

Комментируя сложившуюся ситуацию, его коллега Андрей Федоров в первую очередь напомнил, что «в довакционную эру от кори погибали до миллиона детей», так что он бы не стал называть ее «легкой» даже для этой категории пациентов. Как случилось, что, однажды побежденная, хворь так неожиданно вернулась в благополучную Москву? Медики говорят, привезли. «Люди перестали прививаться, когда корь исчезла, - пояснил профессор ФМБА. – Накопилась неимунная прослойка», которая рано или поздно, согласно его прогнозу, спровоцирует новый взрыв.

И хотя, по словам Малышева, в столице «усиливается вакцинация в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям», Федоров уверен, что политику вакцинопрофилактики «надо ужесточать». В качестве примера он привел законодательство США, которое, скажем, не требует согласия родителей на прививку детей, а взрослых обязывает «в десять раз больше» платить за страховку. Хочешь рисковать – рискуй, но так, чтобы из-за тебя потом не страдали другие.

Дарья Миронова