Posted 11 февраля 2012,, 01:57

Published 11 февраля 2012,, 01:57

Modified 1 апреля, 02:46

Updated 1 апреля, 02:46

Собянин-миротворец – вождь московитов

11 февраля 2012, 01:57
Николай Ульянов
Позиция московской мэрии в отношении массовых уличных акций становится все более сложной и, на первый взгляд, малопонятной (хотя уже, к счастью, вовсе не заградительной, как при прежнем градоначальнике). Ее, правда, иной раз совсем невозможно объяснить, и это требует осмысления.

Позиция московской мэрии в отношении массовых уличных акций (как то митингов, шествий, флэш-мобов и прочих протестных коллективных действий, столь частых в последнее время) становится все более сложной и, на первый взгляд, малопонятной (хотя уже, к счастью, вовсе не тупо заградительной, как при прежнем градоначальнике, почти уже канувшем в ущелья Австрийских Альп). Ее, правда, иной раз совсем невозможно объяснить, и это требует осмысления.

Ну что это за ерунда, когда прекрасно-позитивному митингу запутинаорганизованных граждан столичные руководители дают красный свет из непонятных соображений. Речь идет о потенциальном шествии-митинге сторонников премьера-президента, намеченном на 23 февраля (мутная историческая дата, кстати). Может, конечно, я зря алармирую, и заммэра столицы гражданин Горбенко все-таки прислушается к народной воле и не решится остановить единоверцев Владимира Путина, решившихся явить себя «манагерам» фирменных бутиков на Тверской. Тем более что если в колонне запутинцев пойдут истинные почитатели таланта будущего президента (что уж там размениваться на титулы), то полугодовая (или бери выше) выручка магазинчикам на главной торговой улице страны гарантирована. Единомышленники премьера-вождя за копейкой в карман не полезут, будучи вынуждены согреваться в условиях нынешних московских холодов за толстыми стенами бутиков.

То есть потенциальные поклонники премьера есть и в Москве (ну, мы-то знаем, что таковых забесплатно мало найдется, лучше за этим рвануть на «Уралмаш», там у рабочих есть свободное время на политику, в отличие от московских офисных «хомячков»).

Между прочим, это удивительное действо привлекает внимание совсем к другой, нереволюционной персоне, которая, однако, в ближайшее время может стать центральной и наиважнейшей в России. И речь вовсе не о друге всех самбистов и дзюдоистов, и не о Навальном с Немцовым. Похоже, что «технократ и сити-менеджер» Сергей Собянин, под шумок отхватив жирный кусок Подмосковья под столичные угодья (о чем десятилетия не мог мечтать как бы «олигарх и тяжеловес» Лужков), не прочь развить успех и четко расставить по позициям дуэлянтов – запутинцев и злонамеренцев. Причем, в отличие от прежней администрации столицы, явно не вставая ни на чью сторону. Собянин умен и прекрасно понимает: при его разумном поведении Москва – это его личная Палестина, "земля хорошая и пространная, где течёт молоко и мёд". Он вел себя предельно осторожно на этой земле, как и подобает опытному правителю, и непростая столичная публика, надо заметить, отвечала ему пониманием. Во всяком случае, не фрондировала явно и открыто.

И в случае с последними митингами в столице Собянин по-прежнему как бы не причем, что говорит о его немалом административном таланте. Ведь слова-то были сказаны, правда, не им. Владимир Путин не смог сдержаться и поделился с дорогими линзами телекамер федеральных телеканалов после минувшего митингового уик-энда в главном городе на Земле, что мэр Собянин раскрыл-таки ему главную тайну Мальчиша Кибальчиша: у клиента, то бишь народа расейского, не закрытый перелом, а открытый. То есть Путина московиты (кто бы мог подумать) не просто любят, а обожают, сотнями тысяч стекаются на новые столичные роллер-горки, чтобы одним глазком глянуть и одним ушком услышать святую правду из небесной чистоты уст рыцарей-зачинщиков митинга-реванша на Поклонной – господ Кургиняна, Шевченко и Леонтьева.

Да уж, послушать заходящегося в экстазе Табаки, сторонника старых традиций леса, в студеную московскую субботу пришли не волки и лягушонок Маугли, они в это время заседали на Болотной, а свыше сотни тысяч верных сторонников Шер-Хана. Кто-то за так, по наивности, но дураков в Первопрестольной отродясь обреталось немного. Других свозили на автобусах. Третьих, говорят, прельстили сребренники, не тридцать, конечно, а пятьсот. Были и блаженные, куда без них в большом городе. Даже выступали. «Глухой рев донесся из-за скалы - голос Шер-Хана: - Детеныш мой! Отдайте его мне! Зачем Свободному Народу человечий детеныш?»

Сдается мне, что Киплинг в своем гениальном произведении не столько фантазировал, сколько изящно на доступном материале излагал детям библейские догматы. Параллели очевидны – человеческий детеныш – Сын Божий, Царь Слова (Иисус) – новый властелин леса, которому сопротивляются старые, консервативные власти – Шер-Хан, его приспешник Табаки, иудейский царь Ирод. Ну а Мать Волчица - Богородица… Но это отступление.

Итак, Сергей Собянин, легким движением руки своего подчиненного Горбенко разрешающий или запрещающий митинги за Путина в центре Московии (про другие даже не говорим, но их он не блокирует, что при Лужкове было просто невозможно). Какой-то сюрреализм.

У меня по этому поводу две версии. Первая банальная – игра в демократические правила поведения чиновников накануне выборов, к чему призывают все, кому не лень, начиная с Путина и Медведева. Вторая – я ее услышал пару месяцев назад, как водится, от источников, близких к... Смысл ее таков: если у Путина в статусе президента дела пойдут не очень, будут организованы досрочные выборы (или приняты соответствующие конституционные законы), после которых бразды правления страной сосредоточатся в одних руках – Сергея Собянина.

Довольно фантастическая история, согласитесь. Но кто бы мог подумать, скажем, в 1987 году, что Ельцин станет хозяином России, Горбачев – по сути, статистом, а завлаб Чубайс распределит госсобственность СССР в размере миллиардов долларов (сегодня – сотен миллиардов) среди знакомых бизнесменов, и ему за это ничего не будет?

Хотя при внимательном рассмотрении эта версия может оказаться не такой уж и невероятной. Известно из открытых источников, что Владимир Путин не очень-то и хотел возвращаться на пост главы России. Мол, его окружение сочло Дмитрия Медведева несколько неадекватным его представлению о развитии страны и именно поэтому подвигло премьера на возвращение в большую политику. Если эта версия верна, то Путин при ближайшей возможности оставит пост президента либо переуступит бразды правления, как было в царской России в средние века – я имею в виду систему соправителей.

Поступают ли из правящих кругов такие сигналы? Да, несомненно. Например, глава «Деловой России», организации, являющейся одним из столпов путинского ОНФ, Константин Титов публично заявил на днях, что нужно искать компромисс с «болотной» оппозицией и досрочные выборы в Госдуму должны состояться в 2013 году. Напомним, что о том же говорят и представители так называемой «несистемной оппозиции». А там, где есть один компромисс, утрамбовывается площадка для хорошего диалога и интересной политической игры.

Одна проблема: «болотная» оппозиция никогда не поверит Путину на слово, а тем более, его менее титулованным посредникам-переговорщикам. Ведь при внимательном рассмотрении в короткой исторической перспективе позиции Путина выглядят слабее, чем у его гораздо менее именитых оппонентов. Это как в боксерском поединке за чемпионский титул встречаются действующий, но старый (условно, по спортивным меркам) чемпион и молодой «проспект». По традиции, даже если «старик» окажется чуть лучше, но не нокаутирует соперника, судьи его «сольют» по очкам. Таковы негласные правила бизнеса профессионального бокса.

В переводе этой формулы на политический язык судьи – это элита, очень разношерстное сообщество, перед представителями которого Путин последние недели активно выступает – крупный бизнес, правительственные чиновники, также аффилированные с теми или иными ключевыми производствами в стране, армия, МВД, крупнейшие СМИ и т.п.

И элита - волчья стая по Киплингу – очень внимательно наблюдает за своим вождем – Акелой. Политическая ситуация в стране такова, что за промахом Акелы последует социальный взрыв. Все это понимают, в особенности Путин, недрожащей рукой, как фигура сеятеля в известном романе Ильфа и Петрова, расшвыривающая миллиарды рублей, чтобы понравиться «плебсу». Путин вообще выбрал своим социальным собеседником среди населения уже почти отсутствующий класс – рабочий. Лет на сто опоздал. Отсюда и «наезды» на Москву какого-то уралмашевского мастера цеха выглядят гротескно. Но Путин, похоже, этой ерунде верит и подпитывается, как вампир. Интересно, сколько «бабок» стрясли с премьера душеприказчики «оппозиционного» завода? Ведь из власти все, кому не лень, вытряхивают деньги, это не секрет, главное, чтобы был актуальный повод. Ну, вроде как внутренние агенты разбушевались, Олимпиада буксует, мост на севере горит, газа на всех не хватает, «Жигули», как всегда, в шаге от мирового господства. Ну, еще олигархам надо помочь, а то они выпадут из списка «Форбс», распродадут яхты и станут дискредитировать народ России, который их заплывы в мировом океане невероятно заводят и стимулируют.

А еще у Акелы есть Чечня (и шире – Кавказ), приятель которого (старого волка) молодой волкодав не довольствуется княжением в своих палестинах, где все голосуют, как один, а еще и поучает исподволь старшего товарища – мол, бузотеров надо сажать, чтобы не раскачивали утлое суденышко.

Акеле не позавидуешь - друзей мало, врагов все больше, да еще Рамзан подогревает публику. Так что, возможно, версия про нынешнего столичного градоначальника и не лишена оснований. У него перед сыном Ахмата Кадырова личных обязательств точно нет, да и про этнический баланс в столице и крупных городах со всеми вытекающими для власти и общества последствиями он знает не понаслышке.

Николай Ульянов