Posted 27 марта 2012,, 14:04

Published 27 марта 2012,, 14:04

Modified 1 апреля, 02:05

Updated 1 апреля, 02:05

Обама просит, Ромни грозит

27 марта 2012, 14:04
Не выключенный вовремя микрофон привел к дипломатическому конфузу на высшем уровне. Просьба президента США, чтобы Россия дала ему передышку в дискуссии вокруг ЕвроПРО, вызвала бурную реакцию его соперника в борьбе за Белый дом.

Саммит по ядерной безопасности в Сеуле собрал лидеров более пятидесяти стран и представителей четырех международных организаций. Его участники подтвердили «общие цели в сфере ядерного разоружения, ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии». По итогам переговоров было принято коммюнике, в котором главы делегаций согласовали набор конкретных мер, направленных на укрепление физической ядерной безопасности и снижение угрозы ядерного терроризма.

Между тем, саммит ознаменовался не столько важными решениями, принятыми в ходе двухдневных дискуссий, сколько встречами и переговорами «на полях» этой представительной встречи в столице Южной Кореи.

В понедельник прошли переговоры президентов США и России Барака Обамы и Дмитрия Медведева. На них стороны констатировали, что не смогут достигнуть договоренности по вопросу размещения систем ПРО в Европе, поскольку в 2012 году в обеих странах выбирают президентов. Поэтому ближайшее время будет отдано рабочим консультациям по этому вопросу.

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия заинтересована в продолжении диалога с США независимо от исхода предстоящих в Америке президентских выборов, причем, по его словам, российская сторона очень хотела бы, чтобы диалог «продолжался вне зависимости от того, кто сидит в Белом доме».

Продолжая беседу, Барак Обама не заметил, что микрофон поблизости все еще включен и журналистам удалось услышать «закулисную» часть беседы двух лидеров. Президент США, посетовав на избирательный процесс, попросил «пространство» для маневра, своего рода отсрочку в переговорах по ПРО до завершения в США президентских выборов. По словам американского президента, после ноябрьских выборов он «будет обладать большей гибкостью» в дальнейшем обсуждении противоракетной обороны.

Этими словами не замедлили воспользоваться политические противники Обамы, подвергнув его резкой критике. Экс-губернатор Массачусетса - кандидат в президенты США и самый популярный республиканец Митт Ромни тут же заявил, что крайне обеспокоен заявлением Обамы. «Россия - недружественная фигура на мировой сцене. То, что президент добивается большей гибкости в отношениях с РФ притом, что ему нечего сказать американскому народу про отношения с Россией, - это очень тревожный знак», - сказал Ромни, отметив, что «Россия, это, без всяких вопросов, наш геополитический враг номер один».

Между тем, как считает политолог Николай Злобин - директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США, «ничего «сногсшибательного» в этой ситуации нет». «Если посмотреть стенограмму всего разговора, а потом комментарии Ромни, то можно понять, что все выступают вполне логично», - так прокомментировал политолог произошедшее в беседе с корреспондентом «Росбалта».

«Обама намекает на то, что не нужно на него давить и потом говорит вполне понятную для любого политика вещь о том, что это его (Обамы – «Росбалт») последние выборы. А президент, работающий второй срок, имеет гораздо большую «свободу рук» по любым вопросам: ему не нужно переизбираться», - отметил эксперт. «Я не очень понимаю, почему это нельзя было сказать в микрофон, - продолжил Злобин, - поскольку ничего нового и особо сенсационного в словах Обамы нет. Это отмечено в любом американском учебнике политологии».

По мнению собеседника «Росбалта», «Обама, конечно, подставился, нужно следить за микрофоном, но это не означает, что теперь шансы переизбраться на следующий срок у американского президента уменьшились». «У него достаточно хорошие шансы переизбраться, но на девяносто девять процентов это будет зависеть от состояния американской экономики летом и осенью этого года, а не от вопросов ПРО, относительно которой американцы гораздо меньше информированы чем, скажем, россияне».

Вместе с тем Николай Злобин указал, что и комментарий Ромни «нужно читать так, как он был сказан, а не так, как это хочется слышать», поскольку «в этом комментарии не все так однозначно, как об этом говорят в российских СМИ».

«Фраза о том, что Россия – главный геополитический противник США в высказываниях Ромни присутствует, но логика подхода к этому вопросу заключается в том, что, с одной стороны, Россия является единственной страной в мире, способной уничтожить США, с помощью своего ядерного оружия. С другой стороны, вслед за фразой о геополитическом противнике следует фраза, что в военном отношении Россия не является сегодня врагом Америки», - отметил Злобин.

Напомним, как заявил Ромни в интервью CNN, комментируя итоги встречи президентов РФ и США в Сеуле, «сегодня Россия, а не Иран и КНДР, является геополитическим врагом для США... Она всегда поддерживает худших в мире». «Эта страна стоит на одной стороне с худшими мировыми игроками и, конечно, представляет самую значительную угрозу США. Ядерные КНДР и Иран также достаточно проблемны, но эти ужасные режимы следуют своим курсом, и мы идем в ООН, чтобы остановить их. Когда сирийский президент, например, убивает собственных граждан, мы идем в ООН, и кто там всегда встает на защиту этих худших в мире режимов? Это всегда Россия, и часто при поддержке Китая», - сказал кандидат на президентское кресло в Белом доме.

Как пояснил Николай Злобин, слова Ромни стоит рассматривать так, что «Россия является для Америки главным геополитическим врагом исходя из двух факторов: мощного ядерного потенциала и противоположной Америке позиции в СБ ООН». По мнению собеседника «Росбалта», Ромни не рассматривает РФ в качестве военного противника, это совсем другая логика.

«В России принято считать себя главным геополитическим врагом США, а про то, что военным противником Россия для США не является, все как-то упускают. Остальные фантазии Ромни относительно того, что Обама пообещал что-то Медведеву, но боится сказать об этом американскому народу – это уже предвыборная борьба. Обама же никаких особых обещаний не давал. То, что политик должен стараться проявлять максимальную гибкость - известно даже первокласснику. Другое дело, что к этим словам Обамы будет интересно вернуться через год, посмотреть, как будут разворачиваться события тогда», - заключил Николай Злобин.

Так что саммит в Сеуле не войдет в историю какими-то великими откровениями политиков. А то, насколько будущему хозяину Белого дома (если им останется Барак Обама), удастся проявить гибкость, будет зависеть от комбинации факторов. И от состояния экономики, и от результатов возможной встречи Обамы и Путина в мае, и от расклада сил в американском конгрессе. Ведь в ноябре в США пройдут не только президентские выборы, но и выборы в конгресс, на которых демократы планируют вернуть себе контроль над палатой представителей.

Дмитрий Пановкин