Posted 19 апреля 2012,, 18:16

Published 19 апреля 2012,, 18:16

Modified 1 апреля, 01:42

Updated 1 апреля, 01:42

Выборы-то честные, подкачали учителя…

19 апреля 2012, 18:16
Скандал вокруг экс-завуча школы №575 Петербурга Татьяны Ивановой набирает обороты. За рассказ о том, как ее склоняли сфальсифицировать выборы, у педагога хотят отобрать через суд 100 тыс. рублей. Но жизнь педагогов в России и без выборных скандалов — не сахар.

Скандал вокруг экс-завуча школы №575 Петербурга Татьяны Ивановой набирает обороты: за рассказ о том, как ее склоняли сфальсифицировать выборы, у педагога хотят отобрать через суд 100 тыс. рублей. Несогласные с результатами выборов активисты ставят поступок Ивановой в пример другим учителям, которые тоже работали на участковых избиркомах. Но жизнь педагогов в России и без выборных скандалов — не сахар.

Кто такая "#ТатьянаИванова", сегодня знает даже самый ленивый обитатель Рунета: хэштег с именем бывшего завуча школы №575 вышел в топы Twitter, СМИ смакуют историю ее взаимоотношений с РОНО, Горизбиркомом и судом. Перед думскими выборами Иванова была назначена председателем одного из участковых избиркомов. Ее и коллег перед началом работы инструктировал некто "Сергей Пономарев, член Горизбиркома с правом решающего голоса". Указания поступили вполне предсказуемые: наблюдателей — убрать подальше, бюллетени — вбросить, списки и протоколы — подделать. За успешно выполненную работу по укреплению демократии в стране даже пообещали большую для учителя премию.

Иванова преступать закон отказалась, и на ее участке победили «эсеры». Про то, что «совесть» председателя УИКа фальсификаторы пытались купить за 70 тыс. рублей, она рассказала СМИ: в прокуратуре вряд ли бы дали ход делу из-за отсутствия материальных доказательств. При этом из школы педагог уволилась.

Однако начальница районного отдела образования Наталья Назарова оказалась недовольна тем, что в рассказ о подготовке к "честным" выборам попала и ее фамилия - чиновница подала на педагога в суд. В качестве компенсации за ущерб, нанесенный ее чести и достоинству, потребовала 100 тыс. рублей. Первое заседание по делу прошло накануне, но его рассмотрение перенесли на 26 апреля. Эпопея продолжается.

На сегодняшний день сторонники Ивановой назначили акцию у здания школы, в которой она когда-то преподавала русский язык и литературу. По социальным сетям пронесся клич приносить белые цветы в знак солидарности с ее поступком, но во второй половине дня к ограде были привязаны только два скромных букетика. Один из них, как утверждает петербурженка Лена Захарова, принесла она. Но корреспондент "Росбалта" стал свидетелем того, как одна из учениц сняла цветы. По словам сотрудника школы, букеты девочке собирался вручить воздыхатель, та его отвергла, и молодой человек не придумал ничего лучше, чем привязать цветы к забору. Сама дама сердца подтвердила эту информацию неуверенным кивком. Странное совпадение...

В школе явно сожалеют, что образовательное учреждение оказалось втянутым в политический скандал. Ведь пользователи Интернета сопоставляют поведение Татьяны Ивановой с тем, что другие педагоги о своем участии (или неучастии) в выборных фальсификациях рассказывать прессе не стали. Эти выводы выливаются в "твиты" а-ля "Поддерживаем честного учителя, одного из немногих" или "Жаль, что не у всех были ТАКИЕ учителя". Похвальны и сам поступок Татьяны Ивановой, и одобрительная реакция Рунета, но в результате ее коллеги оказались дискредитированы, в том числе перед собственными подопечными.

Бывших коллег Ивановой возмущает то, как журналисты трактуют ее уход из школы. Вынудить уйти может только администрация — например, сокращать учебные часы или выселять из кабинета. Однако Иванова сама была завучем, и заявление об уходе — ее собственное взвешенное решение. Наверняка были косые взгляды в коридорах и непонимание со стороны сотрудников, но в одном из интервью виновница скандала рассказала, что просто устала и потеряла веру в справедливость — так сильно ее измотала история с «честными» выборами.

Кстати, школа, в которой преподавала Татьяна Иванова - вечерняя, и около 40 ее учеников состоят на учете в полиции. В эту школу не поступают — в нее выгоняют. После скандала, разгоревшегося из-за поступка честного учителя, неизвестные начали звонить в 575-ю с упреками и угрозами. Однако остальным преподавателям в этой обстановке нужно как-то продолжать выполнять свою работу - учить детей и готовить их к пресловутому ЕГЭ. Плюс к этому образовательные учреждения переводят на самоокупаемость. А клишированное мнение о том, что в проблемах ребенка виновата школа — мол, недоглядели? Всю эту кучу проблем учителям приходится разгребать за очень скромную зарплату… После этого плакаты из Интернета "Учителя, а ведь можно и не врать" выглядят как-то жалко.

Закономерен вопрос – зачем вообще учителям это «тяжкое бремя» работы в избирательных комиссиях? Ради дополнительного заработка и премиальных? Сейчас директоров школ нанимают администрации районов. В результате и сами директора, и педагоги полностью зависят от районных чиновников. Что говорить, понятия "учитель" и "подневольный" давно встали в один ассоциативный ряд, педагогам приходится голосовать по указке и участвовать в так называемых "путингах" — тут они оказываются на одной линейке с теми, кто сознательно идет в массовку за 500 рублей. В редких случаях, когда преподаватели решаются рассказать об этом общественности, найти концы и наказать провокаторов практически невозможно: ну не привыкли учителя носить с собой камеры и диктофоны, как правозащитники или политактивисты! Им бы тихо вести уроки и не задумываться о том, кто прав, а кто виноват...

В апреле от «яблочников» в ЗакС Петербурга был внесен законопроект, в котором предлагается вообще не включать учителей и врачей в составы избирательных комиссий – членов УИКов нужно назначать исключительно по предложению политических партий. Как отметил депутат Максим Резник, этот документ позволит устранить замечания к российскому избирательному законодательству, изложенные в заключении Европейской комиссии.

После случившегося скандала народным избранникам стоит всерьез рассмотреть этот законопроект. Но а пока… Как действовать остальным преподавателям, которых ставят перед теми же условиями, что и Татьяну Иванову — массово увольняться или, боясь репрессий, молчать? И кто сказал, что такая-сякая Наталья Назарова, которая сейчас судится с ней, сама не была жертвой давления "сверху", жертвой общей системы? Выборы-то у нас были честными, а вот учителя - подкачали!

Александр Пушкаш, Любовь Костерина