Posted 21 апреля 2012,, 08:34

Published 21 апреля 2012,, 08:34

Modified 1 апреля, 01:41

Updated 1 апреля, 01:41

"Дацик может послужить России"

21 апреля 2012, 08:34
Националист Вячеслав Дацик должен покаяться, отсидеть положенное, и тогда он сможет принести пользу обществу и даже поработать на славу России. Об этом в эксклюзивном интервью "Росбалту" заявил тренер "Рыжего Тарзана" Эрик Кайбышев.

Националист Вячеслав Дацик, известный как «Рыжий Тарзан», должен покаяться, отсидеть положенное, и тогда он сможет принести пользу обществу и даже поработать на славу России. Так считает один из самых близких в прошлом Дацику людей, его тренер по восточным единоборствам Эрик Кайбышев.

Президент национальной профессиональной лиги по тайскому боксу, основатель первой в России секции муай тай Эрик Кайбышев согласился поговорить с корреспондентом «Росбалта» не только и не столько о Дацике, сколько о том, что принес этот человек, чье имя стало уже почти нарицательным, для спорта, для Петербурга и для России в целом. Примечательно, что встреча состоялась накануне крупного турнира по боям без правил, который пройдет в Северной столице. Ажиотаж этот чрезвычайно жесткий вид спорта вызывает только у любителей, но коллеги по рингу вполне серьезно говорят, что «Рыжий Тарзан», сам того не желая, очень много сделал для популяризации боевых искусств в России. Спортсменов не смущает даже резко негативный ореол «славы» Дацика, который, казалось бы, должен нанести непоправимый вред репутации этому виду спорта.

«Понимаете, зрителя плохими скучными боями уже не заманишь, зритель стал требователен и придирчив. Можно даже не одерживать победу, а просто устраивать на ринге хорошее шоу — и промоушн обеспечен, - считает Эрик Кайбышев. - Дацик делал настоящее шоу и делал большой спорт. Это вранье, что у него была плохая техника. Он отжимался по тысяче раз! Как говорят японцы, техника — это настоящее искусство, которое на искусство не похоже. Однако тысячи людей понятия не имели бы о восточных единоборствах, если бы не Дацик. Вдумайтесь: только за прошлый год в Интернете было 35 млн запросов на тему «видео боев Дацика»!

Как объяснили «Росбалту» Кайбышев и его ученики Алексей Токарев и Андрей Сень, запоминают не столько тех, кто хорошо дерется, сколько таких, которые не дадут заскучать. «Например, Мохаммед Али, Майк Тайсон - зрелищные бойцы. А вот братьев Кличко долго помнить не будут», - считают спортсмены.

Что касается Дацика, то он пришел к Кайбышеву в 1999 году 18-летним «пацаном». «Он не умел ничего, но у него было бешеное, нереальное желание биться. Он был готов переломать и перебить все и всех, лишь бы его взяли», - рассказывает тренер. И его взяли. Дацик действительно был бесшабашным, но ровно настолько, насколько требуется. По крайней мере, в начале карьеры.

По словам Эрика, видно было, что парня в детстве очень сильно «гнобили», и тот был готов на все, чтобы всех победить, и показать, кто есть кто.

«Он копил детскую ненависть... Его в школе дразнили тупоголовым, дебилом. А дома была чересчур авторитарная мать — кстати, заслуженная учительница страны, - рассказывает тренер. - Он с детства «завелся» стать самым крутым и великим. Уже в 18 лет и потом всегда он слышал только себя, иного мнения для него вообще не существовало. Нет, впрочем, было — мнение женщины. Если Слава влюблялся, с ним можно было что угодно делать — он как теленок шел за той, в кого был влюблен, он просто терял голову. И попробуй ему поперечить. Он никогда и ни с кем не искал коммуникаций, не умел и не хотел находить компромиссы. Да, я его сдерживал до определенного момента, но потом мы разошлись».

Эрик не слишком охотно рассказывает, что произошло между ним и его учеником в 2004 году. По словам тренера, у людей, участвующих в этом виде спорта, существует некий «бойцовский клуб» - своеобразный клан, «орден» со своими правилами игры. Дацик не захотел подчиняться никому - и бойцовскому клану тоже.

«Слава не бросил заниматься боями и сам стал промоутером. В Буденновске он самостоятельно организовал два турнира стоимостью $50 тыс., на них присутствовали 8 или 10 чемпионов мира. Вот скажите, человек с больной головой мог бы такое организовать? Нет, конечно!» - убежден Эрик.

Что же произошло с Дациком дальше, когда из безбашенного, но все-таки управляемого человека он стал тем монстром, которым предстает в сегодняшнем свете?

«То, что он начал производить и производит сейчас — это чистый пиар, игры с журналистами и обществом. Люди его не знают и верят во всю эту лабуду с национализмом, пожиранием негров, вырыванием стояков отопления и прочим», - замечает тренер.

Сам он жалеет, что так и не научил Дацика главному в его спорте — не причинять боль беззащитным и невиновным.

«Слава виноват, он должен покаяться и дальше работать. Мне так и хочется сказать всем: не гнобите вы его, сделайте так, чтобы он исправился, и он будет служить родине», - говорит Эрик, несмотря на скепсис, который могут вызвать эти слова со стороны. Ведь при всем нестандартном, скажем так, самопиаре с перекусыванием микрофонов и вырыванием кадыков Дацик остается самым заурядным преступником, бандитом, грабившим магазины и теперь интенсивно представляющимся душевнобольным. Кайбышев вздыхает: это действительно так, преступник есть преступник. Тренер может только догадываться, зачем Дацику все это было надо.

«Одно время он всерьез увлекся ультранационалистической литературой. Мы как-то пришли с ним в магазин, и он уставился на фашистскую символику. У меня особое отношение к фашистам — у меня шесть дедов на Великой Отечественной погибли. Слава тогда сказал, что все это ему очень интересно», - говорит тренер.

По мнению Эрика, Дацик пытается сейчас спастись, понимая, что перешел определенные рамки. Но действует исключительно из эгоизма — чтобы ему самому не было хуже. «Знаете, мне его жалко. Он столько боли принес беззащитным людям. Эта боль возвращается», - предостерегает учитель.

Был бы кому-нибудь интересен Дацик «как вид», окажись он сейчас, к примеру, в США? Кайбышев однозначно говорит, что там таких дациков пруд пруди — это для нас он в диковинку, поэтому с ним так и носятся. А там можно «из кожи вон вылезти, уши пооткусывать, хоть трижды антисемитом и националистом себя называть», но особо ничего не изменится.

«Обидно, что по-настоящему умные и сильные сейчас никого не интересуют. А вот такие дацики становятся национальными героями. У нас больше нет мотивов стать лучше в настоящем понимании этого слова, личность оценивается в каком-то извращенном контексте. Слава Дацик в этом смысле и есть тот антигерой», - считает Эрик Кайбышев.

Между тем учитель «Рыжего Тарзана» упорно повторяет, что Дацика надо простить и принять обратно в общество. Вопрос в другом: нужен ли он такой нашему обществу?

Марина Бойцова