Posted 18 мая 2012,, 11:30

Published 18 мая 2012,, 11:30

Modified 1 апреля, 01:17

Updated 1 апреля, 01:17

Усыновителей посадят за парты

18 мая 2012, 11:30
С сентября 2012 года посещение школ приемных родителей в России станет обязательным условием для того, чтобы взять малыша в семью. К чему готовят родителей на курсах? И почему многие кандидаты после посещения занятий отказываются от идеи усыновления?

С сентября 2012 года посещение школ приемных родителей в России станет обязательным условием для того, чтобы взять малыша в семью. В столице это условие и сегодня является одним из основных. К чему готовят родителей на этих курсах? И почему многие кандидаты после посещения занятий отказываются от идеи усыновления?

По данным московского департамента семейной и молодежной политики, в 2011 году количество детей, устраиваемых в приемные семьи, увеличилось в 1,5 раза. Всего в семьях москвичей воспитывается более 13 тыс. детей-сирот. Так что, в последнее время процесс усыновления идет достаточно активно. Как рассказала «Росбалту» ведущая Школы приемных родителей Московской службы психологической помощи населению департамента семейной и молодежной политики Светлана Успенская, одни семьи идут на усыновление, другие планируют оформить опеку, иные же и вовсе собираются сделать воспитание детей своего рода профессией и получать за это зарплату. Несмотря на то, какую именно форму выбирают потенциальные усыновители, всем им потребуются определенные знания психологического, медицинского и юридического толка, чтобы быть эффективными родителями.

Обучить их тому, как принять ребенка в семью, помочь адаптироваться могут в школах приемных родителей. Кроме того, по словам Успенской, занятия позволяют кандидатам еще на начальном этапе понять: желание взять ребенка – эмоциональный порыв или созревшее обдуманное решение. «Это важно, потому что именно на первом этапе появления ребенка в семье происходит много возвратов», - подчеркивает ведущая школы.

Чтобы помочь потенциальным усыновителям подготовиться к столь ответственному шагу, в 2008 году Московская служба психологической помощи организовала свою первую школу приемных родителей. До этого подобные курсы работали только при общественных организациях.

По словам собеседницы агентства, в отличие от некоммерческих, в государственных школах существует определенная программа подготовки. Рассчитана она на 10 занятий. Весь курс занимает 10 недель. За год в одной школе обучение проходит 4 группы в среднем по 14 человек.

«Люди приходят в школу с разными установками: одни приходят, чтобы получить ответы на свои вопросы и стать хорошими родителями, другие же, уверенные, что и так все знают, жаждут лишь заключения о прохождении занятий для службы опеки, которое с прошлого лета в столице стало обязательным», - рассказывает Успенская.

Несмотря на это, психолог подчеркнула, что по итогам нескольких занятий тех, кто рассматривает курсы как «обязаловку», практически не остается. Чем больше кандидаты углубляются в тему, тем больше у них возникает вопросов.

Прийти на занятия эксперт советует до того, как потенциальные усыновители начали собирать документы. Это помогает им понять, действительно ли они хотят взять ребенка, а также узнать побольше о том, с какими трудностями им, возможно, придется столкнуться.

«Встречаются случаи, и они не единичны, когда по окончанию занятий кандидаты отказываются от идеи взять ребенка, и мы довольны этим результатом. Это их осознанный выбор и хорошо, что они его сделали до того, как ребенок оказался в семье», - уверена ведущая школы.

Она считает, что приемные родители должны быть готовыми к тому, что ребенок по началу может не воспринимать их как родных. Процесс адаптации может длиться достаточно долго, и важно не обижаться на малыша за это, не опускать руки, а помочь ему научиться жить в семье. У многих же представления об усыновлении далеки от реальных.

В школе же кандидатам рассказывают о том, как подготовится к появлению нового члена семьи. Затрагиваются все вопросы, вплоть за перестановки мебели.

«Мы просим «учеников» нарисовать реальный план того, как они видят устройство квартиры после появления ребенка. Даже на этом, казалось бы, малозначительном этапе возникает много сложностей, потому что муж видит картинку так, а жена – иначе. Возникает вопрос о том, что появление ребенка может ущемить интересы других членов семьи, особенно если в ней уже есть дети. Это может спровоцировать негативную обстановку в доме, поэтому решить все лучше заранее», - отмечает психолог.

Помимо места в квартире, необходимо определить и место ребенка в структуре семьи. Это самая первая трудность, с которой сталкиваются новоиспеченные родители. Среди кандидатов в усыновители существует своего рода миф о благодетеле.

«Многие думают, что в сиротском учреждении ребенку было плохо, а в семье уж точно лучше. Малыш должен быть благодарен, что его взяли и автоматически подчинятся новым правилам. Но не всегда так происходит в реальности, причем, отнюдь не потому, что ребенок выражает протест. Подчас даже кровные дети не умеют быть благодарными и родителям нужно их этому», - замечает собеседница «Росбалта».

На занятиях приемным родителям объясняют, как справляться с типичными трудностями, находить с детьми общий язык, правильно преподносить темы, касающиеся прав и обязанностей в семье, финансовых вопросов. Также внимательно анализируются психофизические особенности разных возрастов, характерные поведенческие реакции. Говорят и о том, как сформировать новые традиции, например, день рождения семьи.

Не сильно отличаются в этом плане от государственных и школы, созданные некоммерческими организациями.

«В программе каждой школы есть определенные отличия вне зависимости от того, государственная она или нет. Общей обязательной программы для всех пока не существуют, и каждый, опираясь на государственные требования, должен сформировать свою», - рассказала «Росбалту» президент Фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

По ее словам, подходы к обучению могут быть как более психологизированными, так и более формальными. Так, в новых школах, у которых еще нет большого опыта подобной деятельности, он может быть несколько поверхностным. Но со временем каждая сможет найти свой подход, понять, что больше всего волнует родителей и как нужную информацию лучше донести. Поэтому, к выбору школы, если он вообще есть, нужно подойти ответственно. . В регионах, к примеру, органы опеки направляют кандидатов в конкретную организацию и заключения о прохождении курсов принимают только оттуда. В Москве с этим немного проще.

На качество обучения, по мнению Альшанской, влияет отсутствие учебников и программ в этой сфере.

«В итоге, регионы крутятся, как могут, поручают разработать программу какому-нибудь местному педвузу, который в глаза не видел ни детей-сирот, ни приемных родителей. Насколько их программы реально отвечают потребностям, я не знаю. К нам на горячую линию часто звонят родители, столкнувшиеся с элементарными проблемами в адаптации, о которых в школе даже не говорили», - делится эксперт.

Именно поэтому собеседница агентства уверена, что наряду с повышением качества работы школ нужно дать родителям возможность общаться со специалистами и после усыновления.

Сомневается в эффективности работы школ и советник уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, доктор психологических наук, эксперт комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Галина Семья.

По ее словам, сегодня в Росси действует порядка 1,5 тыс. школ приемных родителей. Ввсе, на чем они базируются – это примерная программа, утвержденная министерством образования. Эксперт считает, что этого недостаточно, но заметила, что уже в июне этого года Минобрнауки планирует предложить набор требований к обучению в школах, которые касаются не только программы, но и квалификации специалистов.

«Пока все учат, кто чему считает нужным, говорить о высокой эффективности школ не приходится, - говорит Семья. – Кроме того, процент возвратов в семьях, прошедших обучения достаточно велик».

Правда, по ее словам, напрямую связывать эффективность обучения с возвратами сейчас нельзя. Обучение дает отсроченный эффект, который можно увидеть лишь через 3-4 года.

Качество обучение неудовлетворительное, по мнению эксперта, еще и потому, что никто не учит тех, кто должен готовить кандидатов в приемные родители.

«Только в этом году Минобрнауки разработало 15 вариативных программ по семейному устройству для обучения специалистов. Это модули программ повышения квалификации по 18 часов каждый», - пояснила доктор психологических наук.

По ее словам, уже в следующем году по этим модулям будет обучено более 10 тыс. специалистов, в том числе и дистанционным способом, что ощутимо скажется и на результате работы школ.

«Инициативы властей позволят уже в 2013 году сделать серьезный скачок в этом направлении», - уверена Семья. Хотя, по ее мнению, одного обучения недостаточно. Важно, чтобы развивались и службы сопровождения, ведь в приемной семье могут возникнуть ситуации, которые нельзя предусмотреть ни в какой обучающей программе.

Анна Семенец