К чему приведет монополизация издательского рынка

22 мая 2012, 22:12
Процесс слияния и укрупнения можно наблюдать во многих отраслях экономики, от металлургии до авиации. Не стала исключением и книгоиздательская деятельность.

Известный тезис о том, что объединению должно предшествовать размежевание, верен и в обратном направлении – раздробленное на мелкие кусочки имеет тенденцию к укрупнению. Этот процесс можно наблюдать во многих отраслях экономики, от металлургии до авиации. Не стала исключением и книгоиздательская деятельность.

За последние годы книжный рынок неуклонно сжимается. По данным Роспечати, с 2008 года количество выпущенных книг и брошюр остается практически неизменным, а их совокупный тираж снизился более чем на 20%. Особенно «пострадали» наиболее дорогие и «серьезные» книги в твердом переплете – их тираж упал почти на 25%, а кроме того, они почти на треть «похудели» по количеству страниц. Если в 2008 году на каждого россиянина приходилось по 5 книг, выпущенных российскими издательствами, то в 2011 – уже по 4. При этом стоит отметить, что падение в первую очередь затронуло художественную и детскую литературу.

На этом тревожном фоне жизнь на издательском рынке продолжает бурлить. Читают все меньше, а издательств - все больше: в 2011 году их было уже почти 6 тысяч. И хотя реально работают не более 1,5 тысяч, но и это очень много. Впрочем, основными игроками уже многие годы являются две издательских компании, выпускающие примерно по 20% всех российских книг, - АСТ и «Эксмо». Это конгломераты, объединяющие по несколько десятков издательств, редакций, полиграфических производств, розничных сетей и т.п.

Лидеры рынка все больше обрастают новыми приобретениями. За прошлый год произошли два существенных объединения – входящее в первую пятерку издательство «Олма» купило одного из старейших издателей образовательной литературы «Просвещение», а «Эксмо» приобрело издательство бизнес-литературы «Альпина бизнес букс». В 2012 году тенденция, скорее всего, продолжится – появившаяся информация о покупке издательством «Эксмо» второго лидера российского рынка, компании АСТ, заставляет серьезно задуматься о том, насколько еще сократится количество выпущенных книг и их тираж за текущий год.

«Эксмо» всегда действовало на рынке агрессивно. Успех строится на простой бизнес-модели – побольше и побыстрее навыпускать популярной литературы, детективов и женских романов. Совокупный тираж «золотой четверки» – Донцовой, Шиловой, Устиновой и Марининой – в разные годы составлял от 10 до 20 миллионов экземпляров.

Следует пояснить, что на самом деле читательская активность россиян снижается не так сильно, как показывает официальная статистика. Все дело в «серых тиражах», которые выпускаются и отгружаются в магазины самими издательствами при помощи цепочек «фирм-однодневок». В этом случае обеспечена двойная выгода – не платятся не только налоги, но и гонорары писателям, которые получают отчисления с каждого изданного экземпляра книги. А раз по документам ничего не издано, то и отчислений никаких. На этом «погорели» многие мелкие издательства. Из крупных больше всего скандалов вокруг того же «Эксмо» – в разные годы многие известные писатели (от Татьяны Устиновой и до Виктора Шендеровича) «выражали недоверие» издательству.

Сокращение книжного рынка происходит и по другим причинам. Согласно уже упоминавшемуся докладу Роспечати, рынок электронных книг в России в 2011 году вырос в два раза по сравнению с 2010 годом и составил 135 млн рублей (в течение трех последних лет рост составил в среднем 20% в год). И здесь тоже уже наблюдается монополизация рынка одним игроком. Основными продавцами электронных книг в России являются компании «Литрес» (54%) и «Аймобилко» (20%). При этом «Литрес» остается самым большим держателем пакета авторских прав на распространение русскоязычных книг в Рунете, а около 40% продаж электронных книг компании «Аймобилко» обеспечиваются за счет эксклюзивного контента, агрегируемого компанией «Литрес». При этом «Литрес» контролируется «Эксмо», а значит это издательство становится также лидером рынка электронного книгоиздания. По мнению экспертов, такой монополизм уже может быть опасен.

Сейчас издательствам приходится прилагать все большие усилия для вывода книг на рынок. В ход идут и публичные акции, и пиар в СМИ, и использование откровенно скандальных тем для раскрутки. Чего стоит, например, выпущенная «Эксмо» серия «Сталинист», куда вошли книги «Как Вождь спас СССР» и «Берия. Лучший менеджер XX века». Или уникальный издательский проект, фактически представляющий собой пособие по уходу от налогов и ведению нелегального бизнеса, - «Антиштраф 2012». По мнению читателей, изданная «Эксмо» книга учит, «как давать взятки инспекторам ГАИ». А тираж выпущенной этой весной книги «Корпорация «Подмосковье». О том, как разорили самую богатую область России» вообще был арестован по жалобе вице-губернатора Московской области Игоря Пархоменко, обвинившего «Эксмо» в клевете и оскорблении органов власти. Впрочем, издательству удалось замять конфликт. Скандальность сопровождает и бизнес издательства. Анонсу покупки АСТ предшествовала налоговая проверка в издательстве и предъявление ему существенных претензий в неуплате налогов.

Но главная опасность укрупнения издательств – это восстановление цензуры, когда судьбы поэтов и писателей становятся подвластны воле мелкого «чиновника от литературы», переместившегося из партийного кабинета в современный офис.

А ведь книг становится не просто меньше - они еще и дорожают. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 году составляла 189 руб., то в прошлом году - уже 245 руб., то есть за четыре года рост составил около 30%. «Это те деньги, которые россияне платят за зачастую низкокачественную, опасную литературу, подкармливая аппетиты обнаглевших издательств», – так описал свои впечатления от посещения книжного магазина один из участников литературного интернет-форума. Монополизация рынка, безусловно, только усилит эти негативные тенденции.

Виталий Емельянов

#Экономика и бизнес #Всегда актуально #Бизнес
Подпишитесь