Официальное заявление узбекских властей о приостановление участия, а точнее – выход Узбекистана из Организации Договора о коллективной безопасности, не стало неожиданным сюрпризом для остальных членов этого объединения. Довольно прохладное отношение Ташкента к ОДКБ наблюдалось как минимум полтора последних года, а после того, как Узбекистан покинул ЕврАзЭС, специалисты с большой долей уверенности стали прогнозировать отказ Ташкента от членства в ОДКБ.
Напомним, что ОДКБ создан на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного в мае 1992 года. Сейчас Организация Договора о коллективной безопасности - международный союз семи стран - Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
Цель ОДКБ - отражение внешних угроз, защита территориальной целостности и суверенитета государств-членов, без вмешательства во внутриполитические процессы стран организации. В случае внешней угрозы для любого из участников все остальные члены ОДКБ обязуются предоставить ему необходимую помощь, включая военную.
Договор, вступивший в силу 20 апреля 1994 года, предусматривает продление каждые 5 лет. В апреле 1999 года Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РФ и Таджикистан подписали протокол о продлении срока действия ДКБ. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписывать документ, что означало их выход из организации. Позднее, в августе 2006 года, Узбекистан вновь присоединился к ОДКБ.
Несмотря на официальное «возвращение в лоно» организации, за последние годы Ташкент не подписал несколько десятков документов, в том числе о создании Коллективных сил оперативного реагирования. А нынешнее решение о выходе мотивировано, кроме прочего тем, что Ташкент не поддерживает планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ.
Неофициально сообщается, что Узбекистан не устраивают стратегические планы ОДКБ на афганском направлении, поскольку официальный Ташкент отдает приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной.
Ряд экспертов - специалистов по Средней Азии полагает, что Узбекистан, в связи с какими-то договоренностями с США, рассчитывает, что на его территории будет открыта американская военная база. В частности, как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, «Узбекистан посчитал для себя тактически выгодным освободиться от рамок и обязательств, которые накладывает членство в ОДКБ».
Отметим, что в прошлом году в устав ОДКБ были внесены серьезные поправки, несколько ограничивающие суверенитет стран-членов в плане того, что открытие на их территории иностранных военных объектов может быть осуществлено только с обоюдного согласия всех участников организации.
Однако высокопоставленные представители США не скупятся на щедрые обещания, часто посещая в последнее время Ташкент. А вот генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что страны Атлантического альянса и после вывода основных сил из Афганистана ни в коем случае не бросят Узбекистан на растерзание моджахедам.
«В связи с намечающимся бегством западной коалиции из Афганистана и связанным с этим обратным транзитом, Узбекистан увидел для себя выигрыш в том, чтобы в данной ситуации освободиться от этих ограничений. В Ташкенте понимают, что в связи с непростыми отношениями, которые существуют у Узбекистана практически со всеми соседями, особенно входящими в ОДКБ, разрешение он вряд ли получит», - пояснил Грозин.
Эксперт также предположил, что «Исламу Каримову, который определяет всю внешнюю политику Республики Узбекистан, было неприятно слышать мысль, которую озвучил в начале текущего года президент Белоруссии Александр Лукашенко по поводу того, что Ташкенту и странам ОДКБ пора определиться, нужны ли они друг другу».
«Подобного рода разговоры ведутся во всех столицах государств, входящих в ОДКБ, хотя до Лукашенко их никто на всеобще обозрение не выносил. Каримов, человек очень ранимый, очевидно счел для себя совершенно неприемлемым дальнейшее пребывание в организации, в которой мнение Ташкента недостаточно ценят и не учитывают его «гигантский» геополитический вес и роль в региональных и международных делах», - заметил собеседник «Росбалта».
Не стоит упускать из виду и тот факт, что внешнеполитическая парадигма узбекской власти предполагает концентрацию на двустороннем, а не многостороннем формате военно-политического и военно-технического сотрудничества. Например, договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном, подписанный в ноябре 2005 года, позволяло Исламу Каримову заявлять о том, что Узбекистану, имеющему в военных союзниках Россию, нет никакой необходимости принимать всеобъемлющее участие в функционировании каких-либо других военных блоков, того же ОДКБ.
А такие документы как российско-узбекская «Декларация об углублении стратегического партнерства», подписанная на высшем уровне в мае 2012 года, или узбекско-китайская «Совместная декларация об установлении отношений стратегического партнерства», касающиеся, в основном, военного сотрудничества, только укрепляют уверенность узбекских властей.
Кроме того, выходом из ОДКБ Ташкент выбивает потенциал подробного действия у своих среднеазиатских «друзей и партнеров» в Ашхабаде, Душанбе и Бишкеке, концентрирует на себе внимание Вашингтона и европейских лидеров, то есть, по сути, реализует собственные национальные интересы так, как он их понимает.
Достаточно спокойная реакция Москвы на решение Ташкента, по мнению Андрея Грозина, объясняется, во-первых, предсказуемостью, во-вторых, пониманием того, что узбеки «преследует сугубо меркантильные интересы, де-факто становясь основной площадкой для обратного западного транзита из Афганистана».
Другое дело, что при этом в определенной степени страдают интересы ОДКБ. Хотя, например, по мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимиря Жарихина, участие Узбекистана в реальных мероприятиях и программах ОДКБ «носило чисто формальный характер, поэтому вряд ли это каким-то существенным образом отразится на планах и действиях этой организации».
Стоит отметить, что критики ОДКБ давно высказывают мысль о низкой ее эффективности. Однако единого мнения относительно того, нужна ли эта организация, в экспертном сообществе пока не наблюдается. Очевидно, что очень многие вещи в ОДКБ пока еще «не доработаны».
Как отметил Андрей Грозин, в качестве примера неэффективности ОДКБ приводятся летние события 2010 года в Оше и Джелалабаде. «Сейчас ни для кого из специалистов не секрет, что именно позиция Ташкента оказалась решающей: именно Узбекистан активно отстаивал мысль о том, что в киргизские дела никому влезать не нужно. Конечно, никто особенно и не горел желанием это делать, но именно позиция Каримова привела к тому, что ОДКБ по сути самоустранился от ситуации», - отмечает эксперт.
«Иначе говоря, - продолжает он, - вопрос об эффективности ОДКБ пока что как следует не проверен практикой». «Основной проверкой ОДКБ, - уверен эксперт, - станут события в Афганистане после 2014 года».
Что же касается Узбекистана, то, как показывает практика, официальный Ташкент меняет свою политику в среднем раз в три года. Этот маятник качается то в сторону Москвы, то в сторону Пекина, Брюсселя или Вашингтона. Однако нынешнее решение Ташкента сигнализирует еще и о том, что странам-членам ОДКБ необходимо искать пути обновления этой организации, делая акцент на ее эффективность.
Дмитрий Пановкин