Posted 27 июля 2012,, 20:11

Published 27 июля 2012,, 20:11

Modified 1 апреля, 00:12

Updated 1 апреля, 00:12

«Лев Давыдович, вы дерьмо! Парируйте!»

27 июля 2012, 20:11
Сегодня такой «псевдоленинский» метод становится все более популярным на интернет-форумах и в социальных сетях. Вряд ли это приведет к мировой революции, но неприятностей местного масштаба вполне можно ожидать.

Примерно таким образом, согласно старому анекдоту, предпочитал вести политические дискуссии вождь мирового пролетариата. Сегодня такой «псевдоленинский» метод становится все более популярным на интернет-форумах и в социальных сетях. Вряд ли это приведет к мировой революции, но неприятностей местного масштаба вполне можно ожидать.

За последнее десятилетие стиль дискуссий в российском сегменте всемирной Сети претерпел заметные изменения. Ваша попытка честно изложить свое собственное мнение – неважно, по какому вопросу – совсем не обязательно повлечет за собой увлекательную беседу по существу. Скорее, наоборот: вам обеспечен переход на личности и диалог по принципу «Сам дурак!». Особенно это заметно при обсуждении околополитических тем, но частенько проникает и в другие сферы.

Так, упоминание о том, что некоей молодой особе не возвращают изъятые при обыске деньги, вызывает почему-то отнюдь не обсуждение действий следственных органов и даже не разговор о возможном происхождении упомянутых денег. Нет, беседа уже на третьем-четвертом сообщении в форуме обречена скатиться к критике внешних данных и предположительных моральных качеств пострадавшей особы, к ее происхождению, к богатому прошлому – да к чему угодно, лишь бы не говорить о деле.

По тому же принципу разговор, скажем, о бытовом убийстве непременно скатывается к теме национальности преступников и пострадавших, даже если подобной подоплеки в деле нет и в помине.

Если речь идет о митинге, ни в коем случае не обсуждаются требования протестующих. Зато неизбежно упоминание, что все они – лица нетрадиционной сексуальной ориентации, жирующие на деньги Госдепа. Ну и так далее.

При этом лексика «ниже пояса» - непременное условие. На форумах, не подвергающихся пост- или премодерации, - это великий и могучий русский мат, на прочих – любые эвфемизмы, его заменяющие. Чем же объясняется неповторимая стилистика Рунета?

Первая причина - за последние годы Интернет в России стал гораздо более доступен и популярен. Как следствие, им начали пользоваться в том числе представители тех социальных слоев, которые и в обычной жизни не привыкли выбирать выражения. Но это, конечно, не главное.

Свободно высказываться им помогает вторая причина – анонимность и безнаказанность. Наверняка человек, скрывающийся под выдуманным ником, постеснялся бы повторить написанное в глаза собеседнику. Сквернослова, конечно, можно, вычислить по IP-адресу, найти его и набить лицо в реале, но кто станет всерьез так трудиться? К тому же на этот случай существуют плавающие IP, которые сильно осложнят поиск настоящего адреса «друга по переписке».

Третья немаловажная причина – распространение так называемого «троллинга», то есть небезвозмездного отстаивания определенных позиций в дискуссиях на форумах. В последнее время эта платная услуга стала весьма популярной в определенных кругах – многим памятен скандал со вскрытием почтовых ящиков некоторых деятелей из движения «Наши», активно обсуждавших расценки на оплату «троллей». Они, кстати, бывают весьма разные – от нескольких десятков до сотен рублей за одно сообщение на форуме или в «Живом журнале». Причем балуются этим не только политики, многие бизнесмены тоже не прочь «затроллить» конкурента. Замечены в использовании услуг «наемных сторонников» и отдельные сотовые операторы, и интернет-провайдеры, и даже крупные магазинные сети. Поскольку один из самых популярных методов «троллинга» - перевести разговор на другую тему и максимально оскорбить собеседника, чтобы вывести его из дискуссии, не приходится удивляться общему снижению интернет-культуры.

Однако дело не может быть в одних лишь «троллях» - их, в конце концов, пока еще не большинство. Культура общения в Интернете лишь отражает уровень культуры российского общества в целом. Четвертая причина – чудовищный уровень отечественного телевидения и СМИ в целом. Это только кажется, что аудитории Интернета и ТВ мало пересекаются. Просто сейчас стало модно с презрением говорить «я не смотрю телевизор». Это не всегда соответствует истине – даже если новости человек предпочитает узнавать в Сети, он, бывает, не прочь посмотреть какую-нибудь развлекательную программу. При этом ни сползающий все ниже под плинтус уровень юмора одних каналов, ни смакование убийств и криминала на других психического здоровья нации не прибавляют.

Ну и, наконец, пятая и, пожалуй, самая главная причина. Она в тех людях, которые и определяют политику центральных каналов, и зачастую оказываются заказчиками «троллинга», и сами иногда являются выходцами из не самых, скажем осторожно, интеллигентных слоев населения. В представителях нашей замечательной во всех отношениях власти, которые старательно популяризируют неподражаемую лексику лиговской подворотни. Это не только ставшие хрестоматийными выражения «мочить в сортире», «отрезать, чтоб ничего не выросло» или «шакалить у иностранных посольств». Главе государства это простительно – вон, Хрущев и вовсе дискутировал в ООН при помощи ботинка. Но подобные вольности постепенно становятся официальным дипломатическим языком России: на минувшей неделе министр иностранных дел Сергей Лавров активно возмущался попытками Запада «повесить всех собак на Россию и Китай» и «пустить коту под хвост» договоренности по Сирии. Если подобная кошачье-собачья лексика звучит на таком уровне – чего мы ждем от рядовых пользователей Рунета?

К сожалению, все это довольно опасные игры. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (с). Прав был Федор Тютчев, не дано. Но попробовать все-таки стоит. Просто представить, каким может оказаться кумулятивный эффект пяти вышеназванных причин, и как все это выльется со страниц Интернета на наши с вами головы. Непрерывно повышающийся градус презрения к собеседнику, к другому человеку вообще становится все заметнее в российском обществе. И в один совсем не прекрасный день пассажиры очередного не самого скорого поезда, два часа терпеливо ожидающие проезда гордого «Сапсана», попросту поведут себя так же, как оказавшиеся недавно в аналогичной ситуации египтяне. Те, устав ждать, построили на путях баррикаду и спустили с рельсов ненавистный им экспресс. Ну, или как-нибудь по-другому начнется – этого нам уж точно предугадать не дано.

Но то, что неконтролируемое презрение к ближнему рано или поздно переходит в прямое насилие, в доказательствах не нуждается. И долго потом власти будут удивляться: откуда что взялось? Да из вашей же непринужденной манеры общения, милые вы наши!

Дмитрий Полевцев