Posted 7 августа 2012,, 20:01

Published 7 августа 2012,, 20:01

Modified 1 апреля, 00:02

Updated 1 апреля, 00:02

Сломать олимпийские копья

7 августа 2012, 20:01
Дмитрий Губин
Каждая Олимпиада после распада СССР вызывала разговоры по поводу «провала». Опыт России показал: в спорте высших достижений тупая формула «зальем бабло, получим результат» однозначно не работает.

Каков бы ни был окончательный итог выступления наших в Лондоне, понятно, что разочарование вызовет обильное рассуждение о причинах «провала». (Настраивались на третье командное место. Об этом за пару месяцев до Олимпиады мне говорил Виталий Смирнов – член МОК и почетный президент Олимпийского комитета России. Отводя в сторону глаза. То есть будем честны: настраивались на пятое место, но рассчитывали на четвертое).

«Провал» ставлю в кавычки, потому как сам смотрю Олимпийские игры примерно как балет. В балете ведь неважно гражданство Жизель или Альберта, правда? Балет – это пластично, технично и часто эротично, то есть сплошной восторг. На Олимпийских играх то же самое. С эротикой – особенно в современной экипировке, сведенной к минимуму – пожалуй, даже посильнее будет. И что касается «наших», то за Дениса Аблязина в спортивной гимнастике я болел (на фоне китайского, корейского, японского соперников) не потому, что он «наш», а потому что Аблязин – это не мальчуган-пичуга, а такой крепко сбитый медвежонок, вдруг взмывающий истребителем под потолок и творящий там высший пилотаж. Летающий мишка. Jet Teddy. Никогда такого не видел – и рот раскрыл. А-фи-геть. Отличные игры, правда, - какой тут провал?!

Разговоры по поводу «провала» идут каждый божий олимпийский год после распада СССР (потому как на фоне СССР в России следует «провал» за «провалом»), и в этих разговорах заранее известно все.

Одни скажут, что гнать надо зажравшихся чиновников.

Другие – что гнать надо бездарных тренеров.

Третьи – что тренироваться надо за границей и учиться тамошнему.

Четвертые – что в СССР была отличная тренерская школа, и учиться нужно тутошнему. Развалили, суки, страну!

Пятые – что развивать надо массовый спорт.

Шестые – что спорт высших достижений к массовому спорту не имеет никакого отношения.

Седьмые – что есть две модели спорта высших достижений: советско-китайская (государство ставит задачу, затачивает ресурсы и сечет голову, если нет результата – отлично работает в тоталитарных государствах!) и либерально-американская (когда спорт с младых ногтей столь значим, что за результат в нем дерутся, как в ядерной физике за открытие бозона Хиггса).

Восьмые скажут: а вы чо? Спецы в спорте? Умные, чо? У, б..., этих бы умников…

По причине наперечет известных мнений я давно уж помалкиваю, все не в силах отойти от выступления своего нового любимчика Аблязина и своей новой любимицы Хабибы Гриби из Туниса (у обоих «серебро» - Хабиба, кстати, проиграла Юлии Зариповой в беге на 3000 метров с препятствиями, но мне это неважно!)

Я молчу, хотя порой и думаю, что в обеих моделях спорта высших достижений (тоталитарной и либеральной), пружины которых повернуты в разные по отношению к человеку стороны, есть одно общее: усилие ради результата. То есть общее в том, что результат порождается усилием, а не устроенными по решению политбюро спортбазами, спортсборами, отборочными соревнованиями (как в одном случае) или вложенными нередко в самого себя деньгами (как во втором). У нас, кстати, классический пример второго случая – Мария Шарапова, да и вообще весь русский теннис, невероятно поднявшийся по сравнению с СССР.

Но ни одна модель не предполагает тупого, потому как не действующего, автоматизма формулы «а чо, зальем бабло, получим результат».

И тут вспоминаю, что бассейн школы Олимпийского резерва РФ у меня под окнами в Москве закрыт уже седьмой год. Это в паре километров от Кремля. Россия купается в нефтедолларах.

Точка.

Дмитрий Губин, «Огонек»-Ъ