Posted 9 августа 2012,, 06:20

Published 9 августа 2012,, 06:20

Modified 1 апреля, 00:01

Updated 1 апреля, 00:01

Андерсен не по-детски

9 августа 2012, 06:20
В Петербурге вновь разгорается скандал, связанный с детским творчеством и с творчеством для детей. Маленьким зрителям показали, как надо «правильно» душить и убивать. Спектакль поставлен негосударственным учреждением, а потому чиновники умывают руки.

В Петербурге вновь разгорается скандал, связанный с детским творчеством и с творчеством для детей. На этот раз маленьким зрителям показали, как надо «правильно» душить и убивать.

Петербурженка Татьяна Удальцова всю жизнь была заядлой театралкой. Сейчас настал черед ее внукам познакомиться с искусством Мельпомены, и Татьяна повела малышей на детский спектакль — концерт балетных миниатюр «Герои любимых сказок». В первом отделении зрителям действительно показали прекрасные отрывки из классических балетов, а вот второе отделение привело многих зрителей в ужас, и они толпами стали покидать спектакль. Это был триллер-балет Театра балета Владислава Курапшина «Куклы-убийцы, или Новый оловянный солдатик».

«Просто шокирующее зрелище! - в ужасе рассказывает Татьяна Удальцова. - На сцене дети, одетые в черные костюмы, в лохмотьях и черно-синих париках изображают злых кукол. Они избивают влюбленную в оловянного солдатика куклу-балерину, валяют ее по полу, срывают с нее платье и, в конце концов, душат лентой…». Примечательно, что в анонсе к спектаклю его создали сообщают: «Этот балет о любви и предательстве, о жестокости окружающего нас мира и о том, что добро, к сожалению, не всегда побеждает зло... Спектакль полон мистики и страшных сцен, поэтому не рекомендуется детям до 7 лет, хотя сам балет исполняется выпускниками и младшими учащимися школы балета имени Леонида Якобсона»

Публикуется также либретто спектакля: «В опустевшем магазине игрушек ночью оживают куклы, превращающиеся в жестоких монстров … А утром дети покупают эти игрушки и забирают их домой, не зная, кто они на самом деле, и что происходит в магазине кукол по ночам… При чем здесь Оловянный солдатик? Приходите на спектакль и узнаете!..». Авторы спектакля — московский композитор Константин Васильев, хореографы Татьяна Петрова и Владислав Курамшин.

Однако новаторскую идею авторов оценили отнюдь не все зрители. Татьяна Удальцова рассказывает, что по ходу второго действия зал начал пустеть — взрослые уводили своих детей от совсем несказочного, по их мнению, действа.

«Каким образом подобный спектакль был поставлен для показа детям! – недоумевает Татьяна Ивановна. – Похоже, никаких ограничений в выборе сюжетов не существует. И, по мысли авторов, наши дети должны расти в атмосфере жестокости, насилия и убийств, считая этих монстров «героями любимых сказок»…».

В самом театре к доводам зрительницы оказались равнодушны и посчитали, видимо, что художника обидеть может всякий, а уж не понять — тем более. Тогда петербурженка отправилась к уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой. Она попросила детского правозащитника подумать над тем, как неоднозначные авангардистские изыски сочетаются с тем, что можно и нельзя показывать маленьким детям, и вовлекать самих детей в подобные проекты.

Светлана Агапитова обратилась в комитет по культуре. Председатель комитета (теперь уже бывший) Дмитрий Месхиев, ссылаясь на постановление правительства «О государственной поддержке театрального искусства в РФ», ответил напоминанием о «независимости театра в выборе художественных направлений, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, не противоречащих законодательству РФ…». Он также не заинтересовался предложением Агапитовой создать некий специальный экспертный совет, который бы имел возможность оценивать спектакль именно с точки зрения влияния на детскую психику, на духовное развитие маленьких зрителей: «Комитет по культуре осуществляет координацию деятельности подведомственных государственных учреждений не вмешиваясь в творческий процесс…». К тому же, судя по ответу Месхиева, спектакль «Куклы-убийцы…» поставлен негосударственным учреждением культуры, а потому спроса и вовсе нет.

Примечательно, что это как минимум второй скандал, всколыхнувший театральную среду Петербурга в «детском» направлении. Напомним, в июне зрители были шокированы еще одним авангардистским решением — использованием детей-статуй в шоу на закрытом губернаторском приеме, посвященном гостям Петербургского международного экономического форума. В то время как одни посчитали привлечение детей в качестве живых скульптур цинизмом и жестокостью, другие не увидели в этом ничего плохого и утверждали, что самим детям все очень понравилось и для них вовсе не унижение — развлекать чиновников на банкете.

"Неужели никто не видит разницы между выступлением хореографического коллектива и сидением на жаре в ящике? Разницы не "физической", а "моральной"? — написала на портале петербургских родителей Littleone пользователь под ником ymnitsa. — Дети есть дети. Им скажут, что игра такая — жопы целовать, будут жопы целовать. Но как может взрослый оправдать данное холуйство, мне лично непонятно".

После резонанса, вызванного многочисленными публикациями вокруг «серебряных детей», режиссер Виктор Крамер начал готовить иски в суд против тех журналистов и блогеров, кто посчитал его искусство чем-то иным и соответствующим образом написал об этом.

Впрочем, неоднозначных представлений для детей и с использованием детей становится все больше: то Пермская хоровая капелла мальчиков поет блатную «Мурку», то знаменитый ансамбль «Непоседы» из Москвы на гламурной тусовке исполняет «А наш притончик гонит самогончик»... Маленькие дети в пионерских галстуках распевали: "Винишко стало дорожать, на водку стало не хватать". Примечательно, что после скандала с «Непоседами» худрук действительно прекрасного ансамбля Елена Пинджоян уверяла, что это ее «принципиальная позиция»: «Отношение к работе должно быть взрослым, и требуем мы по-взрослому... Это выступление было оправдано: мы просто показали детей, которые наслушались взрослого радио».

Между тем представители мира искусства отнюдь не однозначно оценивают идею создания каких-либо экспертных или художественных советов, да и вообще любого вмешательства в тонкий мир искусства.

«Никаких художественных советов не должно быть! - убеждена руководитель театра «Кукольный формат» Елизавета Богословская. - Это приведет к цензуре. Кроме того, кто может входить в такие советы? Вот мы пытались предложить бесплатно отыграть наш спектакль «Микробиус и бактериус» в Музее гигиены и в ряде школ — спектакль учит детей следить за чистотой, мыть руки и чистить зубы, дети от него в восторге! Сначала руководство музея и школы с радостью восприняли наше предложение, но предупредили, что до показа спектакль должны посмотреть эксперты: какой-то специалист по гигиене и представитель комитета по образованию... Мы пришли в ужас: зачем? Они ответили: а вдруг вы неправильно учите чистить зубы? Вот Чуковский в своем «Мойдодыре» тоже слишком вольно что-то о гигиене написал, в результате поколения детей делают что-то с зубами или руками не так...».

По мнению Богословской, художник всем угодить не может. Кто-то расценит это как шедевр, а кто — как гибель прекрасного. Вместе с тем представители мира искусства соглашаются с тем, что с искусством для детей что-то надо делать.

«Должны быть собственные критерии эстетики, нравственности, понятий о прекрасном, о добре и зле, - считает пресс-секретарь «культурного» вице-губернатора и кандидат на пост председателя комитета по культуре Юлия Стрижак. - Инструментов влияния на режиссеров у чиновников действительно нет, и это, возможно, неплохо. К слову, практически все руководители петербургских театров категорически против создания каких-либо худсоветов и ограничений».

Однако эксперты убеждены, что детская психика весьма лабильна и то, что может шокировать взрослых, маленькими воспринимается совершенно обыденно.

«Если взрослые не будут внушать детям, как ужасно то, что они видят — дети на этом и не зафиксируются, у них — особый взгляд, - считает детский психолог Екатерина Васильева. - Другой вопрос: можно ли называть искусством, которое должно нести добро, представление тупых, ограниченных, жестоких или скучных персонажей? Надо ли детям лишний раз напоминать, что мир полон зла и жестокости? Надо ли показывать страшное и злое, ведь его и так хватает в повседневной жизни?..».

Кстати, тут остро стоит вопрос, как прочитать и преподнести даже самую классическую детскую литературу. Например, самой страшной и депрессивной сказкой всех времен и народов признана андерсеновская «Русалочка» в оригинале. Но сравните ее с доброй диснеевской «Ариэль».

Марина Бойцова