Posted 28 августа 2012,, 06:56

Published 28 августа 2012,, 06:56

Modified 31 марта, 23:45

Updated 31 марта, 23:45

Борьба в рамках оставленных возможностей

28 августа 2012, 06:56
На глазах москвичей разворачивается очередной этап «политической борьбы». Партия «Справедливая Россия» пытается устроить в столице общегородской референдум по вопросу о самороспуске Мосгордумы.

На глазах москвичей разворачивается очередной этап «политической борьбы». Партия «Справедливая Россия» пытается устроить в столице референдум по вопросу о самороспуске Мосгордумы. Этого «эсерам» сделать не дают, однако на их тернистом пути встречаются и неожиданные успехи.

Причины, побудившие «эсеров» начать бороться с городским законодательным органом, изложил лидер московского регионального отделения партии «СР», депутат Государственной думы Александр Агеев: «С 1 июля 2012 г. к Москве присоединены новые территории. Столица стала почти в два с половиной раза больше, а количество депутатов Мосгордумы осталось прежним. После расширения границ столицы, более 250 тыс. человек остались без своих представителей в парламенте города: права и интересы граждан ущемляются. Поэтому мы и решили инициировать референдум».

Здесь, правда, одна загвоздка имеется: такие референдумы запрещены законом. Городской закон №11 от 18 апреля 2007 года «О референдумах в городе Москве» содержит статью 5, чей пункт 6 гласит:

«6. На референдум не могут быть вынесены вопрос (вопросы):

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, либо об отсрочке указанных выборов;

о персональном составе органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления;

об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении должностных лиц, о назначении их на должность и об освобождении от должности, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности».

Но на всякого мудреца довольно простоты. И выход из положения «эсеры» нашли, хотя несколько нетривиальный. Вновь слово Александру Агееву: «Мы спрашиваем москвичей: хотят ли они, чтобы был внесен вопрос о самороспуске столичного парламента в повестку заседания Мосгордумы? Обратите внимание, вопрос не о роспуске Думы, а о доверии к ней. Регламент городского парламента разрешает формировать повестку всем субъектам законодательной инициативы. По российскому законодательству москвичи тоже относятся к ним».

Состояние этого дела на сегодняшний день таково. Эсеры попытались для начала зарегистрировать инициативную группу, которая станет собирать подписи за референдум. Московская городская избирательная комиссия им в этом естественно и предсказуемо отказала. Но тут вдруг Московский городской суд взял да и отменил решение Мосгоризбиркома, что для нашей страны вовсе даже неожиданно. Хотя секретарь московской организации «СР» Илья Свиридов и заявил: «Как мы и прогнозировали, суд удовлетворил наше исковое заявление», - почему это они так оптимистично «прогнозировали», не очень понятно.

Возникает ряд вопросов. Во-первых, сколь велики на самом деле шансы, что задуманный референдум состоится? Во-вторых, а так ли уж все это, в действительности важно и нужно? Что-то не верится, что все жители новых территорий Москвы спят и видят, как бы им парочку депутатов Мосгордумы заиметь, и непременно в ближайшие месяцы (а через да года они их так и так выбирать пойдут). Есть подозрение, что даже из коренных жителей Сретенки или Петровки абсолютное большинство ни о каких депутатах столичного парламента думать не думает.

И, наконец, учитывая, что совсем недавно суд принял решение в пользу, страшно сказать, Гарри Каспарова, - что это у нас за поветрие такое? Никак, независимость судов прорезывается! Вот это было бы самым большим сюрпризом.

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов сообщил корреспонденту «Росбалта», что к эсеровской инициативе относится вполне спокойно, как и к развитию событий вокруг нее.

«Я спокоен, и коллеги мои спокойны, потому что, слава Богу, мы живем в правовом государстве, и все развивается на основании действующего законодательства, - заметил Владимир Платонов. - Федеральное и московское законодательство запрещает референдумы, которые продлевают или сокращают сроки полномочий органов власти. Это международная практика, суть которой в том, что референдум не должен отменять результаты состоявшихся выборов».

Теперь Мосгоризбирком, тщательно изучив вердикт Мосгорсуда, может исполнить его или обжаловать, отметил Платонов. «Насколько мне известно, Мосгорсуд отменил по формальным основаниям прежнее решение, которое вынес Мосгоризбирком, - заметил спикер. - Надо посмотреть, на каком основании суд принял решение, какие ошибки он обнаружил у Мосгоризбиркома».

По поводу самой сути инициативы «Справедливой России» насчет референдума, Владимир Платонов заметил, что 225 тыс. жителей присоединенных территорий действительно не участвовали в прошлых выборах в Московскую городскую думу. Но это не представляет больших проблем. Как напомнил спикер, в прошлых выборах не участвовали также и все новые жители Москвы, которые переселились в столицу после минувших выборов 2009 года. «Это же не основание, чтобы проводить досрочные выборы в парламент», - подчеркнул Платонов.

При этом, по словам спикера, интересы новых москвичей не страдают, поскольку на новых территориях сохранена вся система органов местного самоуправления. В практике самой Мосгордумы порой бывает, что депутаты временно несут дополнительное бремя в связи с выбытием некоторых их коллег: было немало случаев перехода депутатов Мосгордумы в Государственную думу, и один случай смерти депутата. Работающие депутаты ведут прием населения тех округов, где депутат выбыл, и вся почта из этих мест принимается к рассмотрению.

Владимир Платонов также напомнил, что Московская областная дума отнюдь не торопится самораспускаться в связи с тем, что изменилась территория ее региона – Московской области – и из нее выбыло 225 тыс. избирателей. При этом между законодательными органами города и области существует тесное взаимодействие по вопросам, требующим совместных решений.

Другие эксперты, опрошенные корреспондентом «Росбалта», тоже воспринимают эту историю со сдержанной иронией, перспективы референдума оценивают крайне низко и перспективами судебного ренессанса не обольщаются.

«Я очень пессимистично оцениваю перспективы такого референдума на практике, считаю, что эту инициативу «эсерам» будет практически невозможно реализовать, - заметил заместитель исполнительного директора некоммерческой ассоциации «Голос» Григорий Мелконьянц. - Существует законодательство о референдумах, где такие вопросы в принципе запрещены».

По поводу обтекаемой формулировки, предложенной «эсерами», Григорий Мелконьянц заметил: « В законодательстве указано, что должны быть четко определены правовые последствия вынесенных на референдум вопросов. Должна быть какая-то однозначность применения. По сути, референдум – это демократия прямой силы. Он не должен превращаться в социологический опрос – нравится кому-то что-то или не нравится».

Все же, саму постановку данного вопроса представитель «Голоса» считает в принципе резонной. «Если рассматривать эту ситуацию сверху, то можно полагать, что при расширении границ города Москвы те граждане, которые живут на присоединенных территориях, не имеют представителей в государственном органе, – отметил он. - С другой стороны, существуют какие-то сроки избрания депутатов, и никто этим гражданам не мешает в будущем получить своих представителей. Но сейчас, при активном развитии этих территорий, необходимо учитывать их интересы в Мосгордуме. А пока будут превалировать интересы старых границ Москвы. Так что логика в этом есть».

«Это такой юридический казус, казуистика, который в законодательстве определенным образом не прописан, - заключил Григорий Мелконьянц. - Поэтому он вызывает столько кривотолков. Я считаю, что однозначного решения этого казуса нет. Думаю, что все политические силы имеют право высказывать свою позицию и инициировать референдумы. И если им удастся сформулировать вопрос так, чтобы соблюсти законодательство о референдумах, то это будет очень интересным прецедентом».

«По закону о референдумах, на них нельзя выносить вопросы, относящиеся исключительно к компетенции органов федеральной и региональной власти, - отметил независимый политолог Дмитрий Орешкин. - Та формулировка, которую предложила «Справедливая Россия», никакой «исключительной компетенцией» не обладает. Вопрос о том, «согласны ли вы, что такую формулировку следует поставить», - это никакая не «исключительная компетенция». Может народ высказаться на тему о том, что в повестке дня думы должно стоять? Может».

Но даже если такой референдум и в самом деле будет проведен, никакой реальной опасности для нынешнего состава Мосгордумы он все равно не несет. «Депутаты могут сказать: «Ну, ставьте нам в повестку дня вопрос, а мы решим его, как умеем. А поскольку там всей оппозиции только три коммуниста, можно себе представить, как этот вопрос будет решен», - предположил Орешкин.

«Так что это борьба пиаров, – заключил политолог. - Борьба за права, за интерпретацию, за мобилизацию общественных настроений и т.д. К сожалению, она в некотором смысле дискредитирована. Потому что реальная борьба через выборы де-факто невозможна. Приходится вот такими замысловатыми образами заниматься параллельными или альтернативными видами борьбы. Эрзац-борьбой или паллиативной борьбой. Нормальная технология решения политических вопросов, по сути, убита, потому что нормальных выборов нет. Приходится делать через одно место».

Эти попытки, по мнению Дмитрия Орешкина, все же имеют некоторый положителный смысл. «А какая альтернатива? – спросил собеседник агентства. - Или вообще ничего не делать, или делать в рамках поставленных властью возможностей. Они пошли по этому пути в рамках возможностей».

Насчет якобы пробуждающейся независимости судов, Орешкин высказался со скепсисом, хотя не без легкого оттенка оптимизма. «Какой-то конкретный суд решил, какой-то – не решил. Система поменялась с советских времен, когда на 100% все было ясно, - заметил собеседник агентства. - А сейчас – вот, какой-то судья отказал в иске к Каспарову. Трудно все-таки быть уж настолько предвзятым. Если нет прямого давления, судьи все-таки стараются быть нормальными людьми и соблюдать законы. А давления на всех не хватает. Это скорее не судебная практика меняется, а социо-культурная. Нормальный процесс развития общества, просто он должен бы идти быстрее».

Леонид Смирнов