Posted 31 августа 2012,, 10:53

Published 31 августа 2012,, 10:53

Modified 31 марта, 23:41

Updated 31 марта, 23:41

Пассажирам не до жиру

31 августа 2012, 10:53
Центральная пригородная пассажирская компания планирует направить инвестиции в размере свыше 1,5 млрд рублей на переоборудование электропоездов повышенного класса. А с обычными электричками разбираться никто особо не торопится.

Обычная, в общем-то, «хозяйственно-экономическая» информация о вложении денег в ремонт пригородных экспрессов привлекла некоторое внимание общественности. Вероятно, потому, что в очередной раз затрагивается очень больной и сложный вопрос – о пригородных перевозках. Вопрос, которому, что называется, «не видно конца и края».

В 2012-2013 гг. Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) – основной оператор электричек в Центральной России, включая Московский узел - планирует направить инвестиции в размере 1,516 млрд рублей на переоборудование 34 электропоездов «7000-й нумерации». Об этом, в частности, заявил генеральный директор компании Михаил Хромов в четверг на слушаниях в Общественной палате РФ.

Речь идет о «дорогих» электричках повышенного класса – это «Спутники», бегающие между столицей и несколькими, относительно крупными городами Подмосковья, а также экспрессы, связывающие Москву с рядом областных центров.

«Переоборудование предусматривает появление в салонах систем климат-контроля, будет обновляться внутренняя обивка. Кроме этого, планируется установка новых импортных кресел, камер видеонаблюдения и комплекса автоматического учета пассажиропотока», - рассказал Михаил Хромов, особо заметив, что производиться этот евроремонт будет на собственные средства компании.

А таковые средства есть. Как сообщил докладчик, 2012 год ЦППК рассчитывает завершить с прибылью в 5,5 млрд рублей. Прибыль эта достигается практически полностью за счет Московского транспортного узла – ибо в областях Центральной России все обстоит куда хуже. Поездов там не просто меньше, а несопоставимо меньше – а есть еще и тепловозные одноколейки с дизель-поездами – и все это, как правило, убыточно. Губернаторы же, за исключением владимирского и рязанского, компенсируют убытки едва-едва на треть. В связи с чем, генеральный директор наставительно заметил, что прибыльность Московского узла «не освобождает остальные регионы от компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов».

Это – не к тому, чтобы посчитать деньги в чужом кармане. Это – предмет для осторожного размышления. Раз уж, тем более, упомянуто, что у всех нас есть ответственность, от которой нас никто не освобождает, трудно не вспомнить о том, что положение с электричками – обычными, не привилегированными – остается весьма напряженным.

Не обязательно быть журналистом – достаточно иметь нескольких знакомых, вынужденных регулярно пользоваться пригородным железнодорожным сообщением. Вот в зрелом уже возрасте коллега, которй всю жизнь проживает в поселке Ашукино в 50 км от Москвы и пользуется электричками Ярославского хода. За годы жизни прикупил и машину. Но к лихачам и снобам не принадлежит и, в принципе, очень был бы рад помочь нашему государству разгрузить автомагистрали от пробок. Вот только…

«Качество электричек ухудшилось резко, - рассказывает он. - Сделали какую-то новую модель вагона. Мы их называем душегубками, потому что там открываются окна не совсем, а чуть приоткрываются сверху. В жару там дышать нечем совершенно».

«Они сидят за компьютерами и отслеживают пассажиропоток - каким образом? – пытается вникнуть коллега в логику железнодорожного начальства. - По количеству билетов. Билеты дорогие, от меня до Москвы - сто рублей. Молодежь и беднота «обегает» этих проверяющих по перрону. В результате в компьютер поступает информация, что пассажиропоток все время уменьшается. И поэтому они сокращают количество электричек! И теперь в час «пик» уехать из Москвы трудно – какие-то часовые перерывы. Раньше в час «пик» они шли с интервалом максимум 25-30 минут. А сейчас полный караул просто!»

Вот молодой знакомый, который всевышней волею стал владельцем двух дач. «Я теперь частенько езжу по Ярославскому ходу в Монино и по Ленинградскому в Конаково, - рассказывает он. – Ярославский ход я еще могу оценить на четыре, - но я по нему в часы «пик» не езжу. А Ленинградский – на три с минусом. ЭТшки торжокские – облезлые, раздолбанные, масса неудобств».

Электрички Ленинградского хода не относятся к Московскому узлу, это – епархия Октябрьской железной дороги, для которой в последние годы закупаются удешевленные электрички Торжокского завода. Пассажиры их считают тряскими – но здесь трудно сказать, кто прав: среднему пассажиру не до жиру.

Знакомая дама: «Я благодарю Бога, что последний год была избавлена совершенно от необходимости ездить в электричках. А тут пришлось съездить в город со знаковым названием Железнодорожный. Я в шоке была: это убийство! Как люди в таких условиях, как сельди в бочках, ездят на работу и с работы каждый день! А ведь их много таких».

А вот знакомый железнодорожник, одновременно являющийся и пассажиром, ибо последние четверть века ежедневно пользуется электричками Курского направления. «Электрички оцениваю на два с плюсом, - говорит пассажир-профессионал. - Кое-как приведенные в порядок салоны. Вечные граффити, с которыми никто не может, да и не хочет бороться – расписывают в хвост и в гриву эти разнесчастные электропоезда. И низкое качество поездов, выходящих из заводского ремонта. Браки, отказы, внеплановые ремонты – совершенно нормальное явление. За всем этим - недоукомплектованность штата моторвагонных депо квалифицированным персоналом. Соответственно, низкое качество ремонта. Отсутствие централизованного снабжения запчастями и комплектующими. И, в общем-то, удручающее техническое состояние».

Особый вопрос в данной теме – туалетный. «Туалетов в электричке два – в голове и хвосте, за кабинами, - поясняет собеседник и с едкой иронией продолжает: - Иногда они даже открыты! Но, правда, в этой редкой открытости пассажиры виноваты сами. Когда туалет открыт, туда войти страшно! Такое впечатление, что «оправляются» прямо с порога, в кабинку не заходя».

Это верно: бытовая культура в нашей стране еще очень низка. Это относится и к нежеланию многих платить за проезд (из-за чего крупные суммы расходуются на установку блистающих нержавеющей сталью турникетов). Так что есть некоторые сомнения в нашем праве, в частности, ругать те же торжокские электрички.

Но, может быть, если у людей невысока культура – не надо им импортные кресла подавать. Их надо для начала просто возить – может быть, в жестком вагоне, но порегулярней и попросторней, да и подешевле, кстати. А нам все не терпится от плацкартных вагонов избавиться. А на чем небогатым согражданам по своей стране перемещаться?

И те же дорогие электрички, с которых начался разговор – не только делают мало остановок, так что ашукинский коллега ими не может воспользоваться. «А ведь из Сергиева Посада, из Пушкина, из Мытищ, куда ходят «Спутники» - напоминает он, - есть масса видов транспорта, начиная от маршруток и кончая рейсовыми автобусами. А вот для небольших поселков вроде нашего, электричка – единственный вид транспорта».

Помнится, когда пошли первые «Спутники» в Мытищи в 2004 году, зазвучал звонкий рекламны слоган: «18 километров, 18 минут, 18 рублей!» Километров и минут с тех пор осталось столько же, а рублей-то стало 90. Многим ли мытищинцам и «пушкинцам» по карману каждый день так?

В связи с этим, и вызывает некоторые расплывчатые подсознательные вопросы то обстоятельство, что генеральный директор пригородной компании на слушаниях в Общественной палате – по идее, предназначенных для изучения «горя народного» - специально выделил планы по переоборудованию трех десятков особых поездов новой обивкой и импортными креслами. Мы у себя в стране, очевидно, кресла произвести не можем.

Ведь самый-то тяжелый вопрос - отмена все новых и новых электричек. То ради «Сапсана», то ради «Спутника», то ради рентабельности. Среди пригородных пассажиров – известный борец с автомобильными пробками Александр Шумский. Он живет в Бирюлеве и раньше охотно пользовался электричками Павелецкого хода.

«На самом деле, печальная ситуация, - рассказывает Александр. - Потому что за последние 10 лет она была стабильно плохой. В 1992 году, когда я приехал в район, у нас электрички очень часто ходили, через пять минут, через десять. У нас были бирюлевские электрички и расторгуевские, было очень хорошее сообщение. А потом все электрички стали отменяться. Когда я еще учился в институте, была последняя электричка в 11:40 и следующая в час с лишним: около двух часов перерыв был. А потом 11:40 отменили, и окно увеличилось до двух часов сорока минут. Лет пять назад я увидел, что в электричку можно действительно не войти - раньше я думал, они резиновые. Сейчас я на них уже не езжу давно, на машину пересел».

«Нам говорят: давайте построим какой-то по счету путь – но это годы, ведь к проектированию еще никто даже не приступал. У нас уровень метро выше железнодорожного: теплее, чище, хотя там он тоже низкий, – считает Шумский. - Я как-то накануне 1-го числа, когда у касс особенные очереди, хотел купить на Павелецком вокзале билет от Бирюлева до другой станции, чтобы 1- го не стоять. Мне не продали, сказали: езжайте в эту кассу, у нас разные системы, сборы, тарификация…»

Конечно, надо быть справедливыми. Делается кое-что и для обычных электричек. Вот, на том же Ярославском ходу появились несколько новых поездов с кондиционерами (специфические короба на крышах делают электричку слегка похожей на бронепоезд) и новыми бесшумными дверьми. Наверняка многим понравилось. Только ведь что предшествовало кондиционированию? Несколько лет назад электрички депо Москва-2 и Пушкино, обслуживающие Ярославский «куст», проходили капитальный ремонт. И тогда были опробованы несколько типов вагонных окон – вот только почему-то самым распространенным оказалось окно с маленькой фрамужкой, отодвигающейся на небольшой острый угол.

Это как раз то, что бывалый ашукниец назвал «душегубкой». В жару с этими фрамужками ощущение в вагоне, прямо скажем, своеобразное. Позапрошлое лето показало ашукинцам и монинцам кузькину мать! Насколько приятнее было тогда путешествовать по Белорусскому ходу, где электрички депо имени Ильича, видимо, еще не успели пройти ремонт, и в них сохранились старые окна с большими прямоугольными форточками, которые к тому же почти все открывались. Вагон на скорости продувался насквозь, и даже неблизкий, в общем-то, путь до Портновского озера преодолевался с ветерком.

Получается, что сначала была создана проблема – которую теперь стали решать с помощью дополнительного недешевого оборудования: кондиционерного. Так это пока еще все электрички окажутся кондиционированы…

И последнее «в этом выпуске». Все большая часть подвижного состава (отнюдь не только нового) у нас теперь окрашена в фирменные цвета РЖД. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет – но все-таки, широкого круга поклонников сочетания ярко-красного с серым как-то не наблюдается. Скорее уж малиновое с серым сочетается («Кант малинов и лошади серы») – но чтобы ярко-красное… Вот на перекраску огромной массы вагонов и локомотивов в очень спорные тона – только что до товарных вагонов руки не дошли – деньги нашлись. И попробовал бы кто-нибудь возразить. А многие, в общем-то, хотели.

Леонид Смирнов