Posted 3 сентября 2012,, 13:21

Published 3 сентября 2012,, 13:21

Modified 31 марта, 23:39

Updated 31 марта, 23:39

В борьбе с терроризмом падут кошки?

3 сентября 2012, 13:21
На столичной сцене продолжается действо, которое современный цинизм подмывает назвать «большим кошачьим концертом». Один из вопросов, стоящих сегодня перед отцами города – стоит ли замуровывать ли подвалы. Причины – борьба с терроризмом и антисанитарией.

Один из вопросов, стоящих сегодня перед отцами города – стоит ли замуровывать ли подвалы? Кроме шуток – это типичный вопрос XXI века, с его повышенными требованиями безопасности, а заодно – и с повышающейся планкой санитарии и вообще городского лоска.

От простого к сложному: в каждом, сколько-нибудь капитальном городском доме есть подвалы. Если подвал не занят под офисные, клубные (а не так уж давно – и жилые) нужды, в нем проходят домовые коммуникации, а в надземной части имеются, как правило, несколько маленьких окошечек. Достаточно маленьких, чтобы туда не пролезал человек. Обычно на них никто не смотрит, но если опустить очи долу, легко заметить по нижней линии самых разных жилых домов, включая элитные, особенно «со двора», эти редкие «дырки».

Для обозначения такого окошка, в русском языке есть нечастое слово «продух». Вообще-то, продухи нужны – они обеспечивают микроклимат, «температурно-влажностный режим». Никаких стекол продухи, конечно, не имеют. И как-то так исторически сложилось – во всех городах мало-мальски «средней полосы» - что в подвалах обитают бродячие кошки, используя продухи для входа-выхода.

Нельзя сказать, чтоб управдомы прошлых лет очень любили кошек, тем более, бродячих. Порой и отлавливали – но все-таки, в отличие от литературного Шарикова, реальные управдомы больше отлавливали собак. А кошки как-то выживали, так сказать, «ютились».

А теперь – не так. И если сегодня внимательно поизучать взглядом подвальные продухи, нетрудно заметить, что большинство из них так или иначе закрыто. Где-то – сеткой-решеткой, где-то жестяным листом, а где-то окошко просто замуровано – в некоторых местах, из цемента торчит обрезок трубы, иногда с краном без «барашка». А кое-где сетка уже и отодрана.

В попытках прояснить ситуацию корреспондент «Росбалта» связался с двумя видными фигурами не самой широкой и не самой благодарной общественной сцены – защиты животных.

Как рассказал заместитель председателя Российского общества защиты животных «Фауна», член экспертного совета при комиссии по экономической политике Московской городской думы Илья Блувштейн, изменения начались с выходом в 2003 году постановления Госстроя РФ, содержавшего правила эксплуатации жилых помещений. «Там говорилось, что продухи должны быть открытыми, но, чтобы избежать проникновения в подвалы мышевидных грызунов, собак и кошек, их рекомендуется закрывать жалюзийной решеткой», - отметил собеседник агентства.

«Жалюзийная решетка» тоже встречается, но не сказать, чтобы чаще других «видов покрытий». Но суть дела в другом: в подвалах оказывались заблокированными кошки. Вряд ли кто-то из работников сферы ЖКХ этого не знал. Но – как-то вот, не пожалели, значит, хвостатых и меньших.

Нашлась, однако, и сердобольная общественность, которая забила тревогу: не убивайте кисок, они не виноваты! Тем более, что некоторые жильцы об этих кошках как-то заботились, хотя и не и мели возможности взять их домой.

«В Мосгордуму бывает в месяц пять-шесть обращений к одному депутату Ивану Новицкому о том, что в подвальных помещениях закрывают продухи наглухо, и кошки остаются без возможности выхода, - рассказал Илья Блувштейн. - Как жить людям – в основном, пожилым, а среди них и ветераны войны еще есть – которые знают, что любимая мурка, которую они кормили три-четыре года, погибает день за днем? Они пишут депутату Новицкому, мы пишем главам управ, и нам часто идут навстречу. Но не везде и не всегда».

Так продолжается эта тихая эпопея, с переменным успехом. Одним из самых ценных документов защитники животных считают информационное письмо руководителя столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрея Цыбина префектам округов от 28 сентября 2011 года. Где, подтверждая необходимость соблюдения норм и правил Госстроя, руководитель мудро напоминал про братьев наших меньших и рекомендовал все-таки один продух оставлять свободным.

А потом вдруг – опять не слава Богу – в минувшем июле вышло другое письмо Цыбина же, где требовалось все продухи закрывать, а кошек предварительно отлавливать и передавать в приюты.

Бывалые защитники животных понимают, что это если и гуманизм, то какой-то, совсем уже «кошачий». Ибо, во-первых, какие у нас приюты – не будем лишний раз о грустном. Во-вторых, повыловить одичалых кошек – задача далеко не простая. Это, может быть. для Шарикова работа, а не для неуклюжего бедолаги-гастарбайтера. И бегут кошки не только на улицу, но часто в подвальные углы и загашники, где их никто не найдет. А потом подвал заблокируют, и они уже не выберутся из него.

Кстати, есть и «в-третьих». Защитники животных уже не первый год стучатся во властные двери, тщетно пытаясь убедить начальников, что идеал недостижим, и что какое-то количество бродячих животных в городе все равно будет, хоть ты тресни. Ну, пусть поживут несколько кисок в подвале, крыс же меньше будет, в конец концов.

«Регуляторами мышевидных грызунов всегда были как раз кошки, - рассказал Илья Блувштейн. – И всегда находились добрые люди, которые им помогали. Даже если кошек выдавить из подвала, они остаются на территории вокруг дома. Кошка не привыкла осваивать городскую горизонталь. Она живет по вертикали: подвалы и чердаки. А собака живет по городской горизонтали. Поэтому лишить кошку традиционного убежища тоже неправильно».

«Город – не только город людей, но и город животных, - подтвердил сопредседатель Союза общественных экологических организаций г. Москвы Андрей Фролов. - Если есть кормовая база, они и плодятся. Как было в Москве 30 тыс. бездомных собак, так и есть, как бы их ни отлавливали. Правда, сейчас экология в Москве стала такая, что мухи даже вымерли. Остались только крысы, вороны и воробьи. Природная среда – своеобразный биоценоз, который находится в равновесии».

Между тем, у неожиданного ужесточения «подвальной политики» есть еще одна причина, помимо санитарной. Об этом говорил Андрей Фролов, и об этом же прямо сказано в «жестком» письме Андрея Цыбина: «Данные меры принимаются также в целях проведения антитеррористических мероприятий (для исключения закладки взрывных устройств через продухи)».

Действительно, бомбу закинуть можно и через единственное окошко. Так как же все-таки с нашими незадачливыми пушистыми друзьями-то быть?

На сегодняшний день последним документом является вышедшее на днях информационное письмо заместителя руководителя департамента ЖКХиБ Антона Велиховского. Которое появилось после активного протеста гуманистической общественности, включая и некоторых звезд эстрады.

В письме содержится просьба префектам «дать поручение главам управ не допускать поспешных и категоричных действий при решении вопроса об освобождении подвалов от кошек, привлекать инициативные группы жителей проблемных домов для решения вопроса о пристройстве животных, не допускать замуровывания кошек в подвалах и совершения других жестоких действий по отношению к животным, ответственность за которые предусмотрена ст. 245 УК РФ».

«Мы исходим из того, что главы управ не будут так бездумно все это закрывать», - предположил Илья Блувштейн. И тут же заметил: «Конечно, это не окончательное решение вопроса. Конечно, надо добиваться изменений в инструкциях Госстроя. Которые должны быть очень просты: что животных нельзя лишать традиционного места обитания. От Мосгордумы такая поправка была внесена в проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными» и пошла в Государственную Думу».

На чем все успокоится – пока сказать трудно. Террористическая угроза – такая «гиря», которая что хочешь перевесит. Но и бестрепетно травить пушистых груды современное сознание тоже уже не готово.

Леонид Смирнов