Posted 4 сентября 2012,, 12:50

Published 4 сентября 2012,, 12:50

Modified 31 марта, 23:38

Updated 31 марта, 23:38

Бензин – подороже, экология – получше?

4 сентября 2012, 12:50
Столичная автомобильная общественность испытывает понятное беспокойство в преддверии большого ремонта Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ). Через 17 дней он – то ли «закрывается на капремонт», то ли просто «становится на планово-ремонтные работы».

Столичная автомобильная общественность испытывает понятное беспокойство в преддверии большого ремонта Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ). Через 17 дней он – то ли «закрывается на капитальный ремонт», то ли просто «становится на планово-ремонтные работы». На второй формулировке настаивает совладелец завода – компания «Газпром нефть».

«С 21 сентября на Московском НПЗ начинаются планово-ремонтные работы отдельных технологических установок, которые продлятся до 19 ноября, - сообщили «Росбалту» в пресс-службе компании. - Во время проведения ремонтов Московский НПЗ не прекращает работу: производство нефтепродуктов не останавливается и обеспечивается в соответствии с производственным планом... В настоящее время «Газпром нефть» формирует резервные запасы нефтепродуктов для обеспечения потребностей рынка Московского региона в период проведения ремонтных работ».

Что предстоит починить? «В ходе планового ремонта «большого технологического кольца» будет выполнено порядка 70 работ по программам реконструкции, замены устаревшего оборудования и повышения эффективности производства, - отметили в пресс-службе. - В частности, будет произведена реконструкция комбинированной установки АВТ-6, которая дополнительно обеспечит сырьем установку изомеризации легкой нафты, что позволит к апрелю 2013 года начать производство бензинов и дизтоплива, соответствующих стандарту 5-го экологического класса Технического регламента по качеству моторных топлив. На комбинированной установке каталитического крекинга планируется замена регенератора, установка гидроочистки дизтоплива будет частично реконструирована».

Между тем, убедить публику – а тем более, водителей, привыкших на трассе к скорому суждению и крепким выражениям – в такой дипломатичности формулировок будет нелегко. Можно предположить, что большинство все равно склонится к «закрытию на ремонт», да и насчет «легкой нафты» могут поострить.

«Чтобы МНПЗ ремонтировался так долго, на моей памяти еще не было, - заметил корреспонденту «Росбалта» президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. – Причиной тому аварийная ситуация: в июне была авария, после которой уже долго ремонтировали».

По мнению президента РТС, подорожание топлива теперь неизбежно. «Это выразится в том, что бензин практически не будет выпускаться в течение двух месяцев, - прогнозирует Евгений Аркуша. - Ничего хорошего не ожидает нас. Дефицита, скорее всего, не будет, но если топливо из других регионов привозить – оно же будет дороже. Уже сегодня мы видим повышение оптовых цен на московском рынке – даже сама «Газпром нефть» уже повышает. Надо готовиться, запасаться бензином, где-то хранить его, как все делают».

В пресс-службе нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» корреспонденту «Росбалта» предсказали повышение топливных цен «медленное, в рамках инфляции», отметив, что это не так уж сильно связано с ремонтом столичного завода. «МНПЗ обеспечивает в основном Московский же регион, - отметили собеседники агентства. - А на этом рынке представлены практически все крупные игроки: это и «ЛУКОЙЛ», и «Татнефть», и, соответственно, «Газпром нефть», и, естественно, «Роснефть», и ТНК-ВР – поэтому нам кажется, на рынке этого региона никаких изменений не будет».

При этом, в пресс-службе «ЛУКОЙЛа» подчеркнули: «На рынке есть совершенно объективные предпослыки для увеличения цены. Тут много всяких факторов: это и повышение акцизов с 1 июля, и рост тарифов на трубопроводный и железнодорожный транспорт, и инфляция. Переход на новые стандарты «Евро» – чем выше экологичность, тем, как правило, бензин дороже».

Конкретных размеров подорожания никто из серьезных людей предсказывать не хочет. Встречаются прогнозы, что литр подорожает «на 2 рубля 50 копеек».

Такая же непарадная, как на топливном рынке, складывается ситуация в сфере экологии. Совсем недавно МНПЗ подвергся инспекции со стороны природоохранной прокуратуры совместно с Росприроднадзором. Выводы были весьма печальны. Оштрафовали предприятие на 150 тыс. рублей – что для нефтеперегонного гиганта статистически незначимо, но таковы у нас штрафы, о чьей ничтожности не устают напоминать государственные органы. Не в сумме штрафа дело – а в подробностях мужского разговора в кабинете, которые, как все надеются, будут учтены при ремонте.

Вообще-то, нефтепереработчики и сами грозятся экологию на сей раз улучшить радикально. Еще в апреле, когда завод посетил мэр Москвы Сергей Собянин, генеральный директор Аркадий Егизарян обещал «снизить выбросы углеводорода на 96,5%, сероводорода — в 70 раз, серы — более чем в 10 раз», а также запустить новые очистные сооружения, которые снизят вредные выбросы аж на 97%. Эту задачу, очевидно, и призван решить нынешний ремонт. И если так – воистину можно будет возрадоваться.

Пока же эксперты полны скепсиса. «Всей информации о московском НПЗ мы, конечно, не узнаем, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «Росбалта» руководитель энергетической программы «Гринпис Россия» Владимир Чупров. - Структура закрытая, что бы о ней ни говорили. И что именно нужно ремонтировать, конечно, до конца не известно. Из того, что очевидно – это факел, который горит над заводом. И те нефтяные «линзы», которые скопились за время его работы. Если они решат эти проблемы, будет хорошо».

Лидер партии «Яблоко», имеющей сильный «экологический уклон», Сергей Митрохин настроен пессимистически. «МНПЗ надо выводить из Москвы, - заметил он корреспонденту «Росбалта». Очень вредное производство, очень опасное с разных точек зрения – и просто экологии, и антитеррористической безопасности. Если в результате реконструкции больше станет очистных сооружений, это надо приветствовать. Хотя это, конечно, не решение вопроса. Нужно этот завод ликвидировать в Москве и строить в другом месте, в дальнем Подмосковье».

Все равно, по мнению Митрохина, развозить бензин по московским пробкам займет не меньше времени. И все-таки, тайна надежда на какое-то экологическое очищение не покидает просвещенных москвичей.

Леонид Смирнов