Posted 12 сентября 2012,, 12:07

Published 12 сентября 2012,, 12:07

Modified 31 марта, 23:27

Updated 31 марта, 23:27

Бабушки делают рынок

12 сентября 2012, 12:07
Любимая присказка ранних отечественных демократов про то, что невидимая рука рынка сама отрегулирует в стране все вопросы, связанные с экономикой, каждую осень находит подтверждение на улицах Петербурга. С первыми урожаями у станций метро возникают стихийные мини-рынки.

Любимая присказка ранних отечественных демократов про то, что невидимая рука рынка сама отрегулирует в стране все вопросы, связанные с экономикой, каждую осень находит подтверждение на улицах Петербурга. С первыми урожаями у станций метро возникают стихийные рынки, на которых жители города, преимущественно пенсионного возраста, избавляются, как сказали бы ученые экономисты, от "излишек производства". Репортер "Росбалта" своими глазами убедился, что на самом деле петербуржцы продают не излишки, а то, что у них еще хоть как-то могут купить.

Первая остановка - станция метро "Академическая", хорошо знакомая мне, как бывшему жителю одной из местных улиц. Стоит отметить, что площадь перед метро в другие времена года не славится бурной торговлей, поскольку буквально через дорогу расположены торговые центры. И на этот раз, хоть я и приехал туда в самый час пик, торговцев перед метро не очень много - всего три бабушки и один дед, продававшие в основном цветы, овощи с огорода да садовую утварь. Фотографироваться им явно не нравилось - они старались укрыться от объектива. Но без камеры рассказали, что обычно их тут немногим больше - человек 5-6, в основном садоводы. Торгуют они с разных сторон от входа в метро. Видимо, чтобы у правоохранительных органов не создавалось ощущение, что на площади возник стихийный рынок.

То, что происходит на проспекте Просвещения, с полным правом можно назвать стихийным рынком. Или восточным базаром. Народу тьма. К тому же, на "Просвете" постоянно выступают какие-то артисты, в этот раз - некие "индейцы", которых окружила толпа. Мини-рынок, как и во многих других местах, организован обычными бабушками из окрестных домов. Пенсионерки выстроились в линию, начинающуюся от выхода из метро и тянущуюся до стоящего рядом торгового центра. Бабушек в этот вечер было не менее трех с половиной десятков. Продают они, похоже, абсолютно все - начиная от того, что смогли вырастить на садовых участках, и заканчивая тем, что ненужного нашли у себя дома. На одних ящиках разложены овощи, зелень, ягоды, цветы, на других - грибы. Некоторые торговцы держат в руках вешалки с одеждой. А одна бабуля и вовсе продает мочалки... собственного производства.

Фотографироваться "работники рынка" не стеснялись и даже шутили по поводу внезапной "фотосессии". Им явно нравилось стоять такой большой компанией, поскольку приходят они сюда не только ради "прибавки к пенсии", но и просто пообщаться. Между тем и спрос на их товары присутствует: довольно часто прохожие что-то покупали. Цены, кстати, у них невысокие, к примеру, неплохой букет можно купить за 100 рублей. Гораздо дороже стоят кедровые орехи из Сибири, которым торговал молодой человек южной наружности. Стоит банка орехов 700 рублей, но цена, по словам продавца, вполне адекватная, поскольку их "труднее добывать".

На площади Восстания, куда я отправился с проспекта Просвещения, бабушек-продавцов также не пришлось долго искать. Они сидели рядком прямо возле метро. Был этот ряд, впрочем, не особо длинным - человек 10. Все они продавали цветы, и, несмотря на благую миссию, принципиально не хотели фотографироваться. Более того, начали ругаться, а одна, особо резвая пенсионерка, предприняла даже попытку встать с места и направиться в мою сторону. Правда безрезультатно - как только я убрал камеру, исчез и ее боевой задор. Было заметно, что пенсионерки свободно общаются с вечными обитателями "околометро" бомжами. Видимо, они сидят тут не первый день.

У метро свою девушку ждал молодой человек с букетом в упаковке, только что купленным на местном базарчике. Цена, словно по договоренности с торговцами других площадок, всего 100 рублей. Для продавцов цветов из палаток такой демпинг, наверное, как удар под дых. И они с удовольствием ждут зимы, которая сгонит этих бабушек с их нереальными ценами с площадей.

На Лиговском проспекте пытаются подзаработать множество уличных музыкантов, которые, видимо, вытесняют торговцев. Хотя последние все же не сдаются. Например, у метро торговали одеждой "все по 200" - весь товар лежал на двух столах, под которыми стояли большие баулы. Кстати, такая "цивилизованная" торговля на стихийном базаре редкость. Недалеко от импровизированного прилавка расположились садоводы со своим нехитрым товаром: цветами, саженцами, овощами и т. д. Еще одним признаком "цивилизованного" рынка были торговавшие здесь петрушкой уроженцы Кавказа, которых, за исключением "сибиряка" с кедровыми орехами, я не заметил у других станций.

У "Василеостровской" прямо возле метро по вечерам торговцев, похоже, не бывает, поскольку то, что начинается там в час пик, можно охарактеризовать лишь фразой про "ад кромешный". Все пространство у станции занимает огромнейшая очередь, которую особо торопящиеся, а может просто наглые молодые петербуржцы пытаются обойти, перепрыгнув через ограждения. Что вызывает ропот среди менее наглых. Впрочем, ропот еле слышный, сказать хамам в лицо, что о них думают, "очередникам" духу явно не хватает.

Торговцев мне удалось найти в метрах двадцати от метро. На тротуаре прямо возле Среднего проспекта вели не очень активную торговую деятельность привычные уже питерские пенсионерки. Их было всего четыре, и продавали они в основном те же ягоды (чернику), огурцы, цветы и прочее. На вопрос, откуда у них черника, одна из бабушек показала свои синие руки, пояснив, что сегодня с самого утра ездила собирать ее в лес. И даже показала мне билет на электричку.

Найти стихийные мини-рынки в Петербурге по осени, вплоть до первого снега, можно, пожалуй, рядом со всеми станциями метро и не только там. К примеру, оказавшись уже поздно вечером без камеры у метро "Дыбенко" корреспондент "Росбалта" едва продрался сквозь ряды торгующей там разношерстной публики. Подобным картинам вряд ли помешают даже периодические рейды полицейских, гоняющих бабушек подальше от станций.

Решить проблему стихийной торговли смогли бы обустроенные рынки для продажи петербуржцами "экологически чистых" овощей с личных грядок. Но, видимо, организация подобных рынков мешает чьим-то более важным интересам.