Posted 1 октября 2012,, 14:43

Published 1 октября 2012,, 14:43

Modified 31 марта, 23:09

Updated 31 марта, 23:09

Кремль без отставок и увольнений

1 октября 2012, 14:43
Иван Преображенский
Создав имитацию противоборства президента Владимира Путина и правительства Дмитрия Медведева, власти готовят реформу, которая позволит окончательно взять под контроль выборы, оставив лишь видимость конкурентной борьбы.

Главной темой последнюю неделю было принятие проекта бюджета на 2013 год. СМИ активно обсуждали нежелание министров идти на уступки, вопреки желанию президента, выговор со стороны главы государства некоторым членам правительства и неизбежный, в связи с этим, по мнению некоторых аналитиков, конфликт премьера Дмитрия Медведева с Владимиром Путиным. В действительности же эта история больше всего напоминала имитацию конфликта, которая позволила бы Путину дистанцироваться от непопулярных решений, которое вынужден принимать кабинет министров.

Разговоры о предстоящей отставке правительства по-прежнему остаются основным пунктом в условном рейтинге слухов, циркулирующих в околовластных кругах. Аргументация тех, кто утверждают, что правительство Медведева будет отправлено в отставку, остается практически неизменной. Они уверяют, что премьер и его окружение не выполняют распоряжений президента, снижают его рейтинг своими непопулярными решениями, демонстрируют неспособность к реальному управлению ситуацией в государстве, да еще и конфликтуют с некоторыми представителями окружения Владимира Путина, в первую очередь, Игорем Сечиным.

Между тем, отставки внутри кабинета министров уже происходят. Но, скорее всего, этими точечными увольнениями все и ограничится. Скажем, Владимир Путин объявил выговор трем министрам – регионального развития Олегу Говоруну, труда Максиму Топилину и образования Дмитрию Ливанову. Слухмейкеры уверяли, что эти двое теперь – первые кандидаты «на вылет» из кабинета министров. Они, мол, не включили в бюджет обещанные в рамках предвыборной кампании Путиным социальные расходы.

В итоге, в пятницу в отставку, по решению не президента, а премьера, отправился только один чиновник. Им оказался даже не Олег Говорун (хотя в конце прошлой недели СМИ писали, будто он написал прошение об отставке). Нет, уволен был заместитель министра регионального развития Анатолий Попов. Который, видимо, и оказался причастен к тому, что Минрегионразвития слишком откровенно «исключило» из своего «куска» бюджета все, что касалось обещаний Владимира Путина.

Других существенных отставок не произошло. Зато Дмитрий Медведев и президент «за чаем» обсудили параметры бюджета на 2013 год и, в целом, его одобрили. На основании чего складывается ощущение, что речь шла лишь о публичной имитации конфликта. Конечно, определенное недовольство правительством со стороны президента могло быть. Ведь он должен был продемонстрировать заботу «о простом народе». И демонстрация эта была публично «подсвечена». Население увидело по ТВ, как Путин публично ругает министров, велит увеличить социальные расходы. Видели люди и «покаянное» выступление Медведева, который рассказал, что все замечания президента учтены. Ну а о том, что в реальности бюджет остался практически прежним, узнают разве что немногочисленные пытливые читатели газет «Коммерсант» и «Ведомости», чье мнение в данном случае кремлевских пиарщиков мало волнует.

В то же время, имитируя внутренний конфликт, власти продолжают углублять внешний раскол российского общества, усиливая давление на оппозицию. После ряда откровенно репрессивных мер, судя по всему, все же начинается постепенное возвращение к более аккуратному давлению на потенциальных «врагов народа». Например, «Единая Россия», якобы возмутившись тем, что «Справедливая Россия» отдала мандат изгнанного из Госдумы Геннадия Гудкова «не тому», обойдя экономиста Никиту Кричевского, пообещала подать в Конституционный суд. Тут явно читается стремление показать, что раз «Справедливая Россия» требует решения КС по Гудкову, то в ответ самих «эсеров» можно заставить отвечать перед высшей конституционной инстанцией, если они не утихомирятся.

Кроме того, с октября власти серьезно ограничили финансовые операции оппозиции. Речь идет о возможности практически анонимного финансирования ее акций через так называемые «электронные кошельки». Размер «анонимного» кошелька был ограничен 40 тысячами рублей. Ну а максимально возможный «именной» кошелек съежился до 100 тысяч рублей, тем самым сделав невозможным сбор средств по схемам, применявшимся оппозицией еще во время весенних протестных акций, когда удавалось без проблем собрать по несколько миллионов на орграсходы.

Наконец, власти всерьез рассматривают вопрос создания после октябрьских региональных выборов «независимого» корпуса наблюдателей, который сможет отвлечь внимание от оппозиционно настроенных наблюдательских организаций и составить им серьезную конкуренцию в публичном пространстве. Эти подтверждаются и публикациями в ряде изданий (например, в газете «Ведомости»), где сообщается о возможном возвращении общественных организаций к «свободному» наблюдению на выборах, что ошибочно приветствуют представители оппозиции.

Между тем, сами власти продолжают, судя по слухам, просачивающимся из-за кремлевской стены, готовить возвращение в большую политику партийных блоков. Во-первых, уже практически открыто в экспертном сообществе обсуждается, станет ли центром пропрезидентского блока именно Общероссийский народный фронт, завершивший свою регистрацию как юридическое лицо. Во-вторых, появляются все новые и новые лояльные лично Владимиру Путину партии и движения, вроде возрожденной партии «Родина» или «Добровольческого движения особого назначения в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса» (ДОН).

Наконец, в-третьих, в профессиональных кругах уже всерьез обсуждается конкретика, а именно, форма восстановления политических блоков. Речь идет о применении сложной, использующейся в некоторых латиноамериканских странах, схемы, которая позволяет «скрещивать ужа с ежом», объединяя партии, общественные организации и частных лиц. Причем, весьма вероятно, что блоки смогут формироваться во время федеральных выборов на региональном уровне. По нынешней избирательной системе партии должны формировать региональные избирательные списки. Так вот, в одном регионе в блок смогут входить одни партии, а в другом к «блокообразующей» силе смогут присоединяться другие. С учетом того, что уже к сентябрю следующего года, когда в России пройдет следующая большая выборная кампания (региональная и муниципальная) количество партий может возрасти приблизительно до сотни, эта схема позволит «присовокупить» к правящему блоку все более-менее лояльные силы, «утопив» оппозицию в десятках партий-двойников.

При этом накал предвыборной борьбы будет достаточно высок, так что властям, включая и лидера «Единой России» Дмитрия Медведева, который наверняка по-прежнему останется к тому времени премьер-министром, вполне удастся имитировать конкурентные выборы.

Иван Преображенский