Posted 8 октября 2012,, 06:31

Published 8 октября 2012,, 06:31

Modified 31 марта, 23:04

Updated 31 марта, 23:04

Депутаты возрождают Госплан

8 октября 2012, 06:31
Россия возвращается к полузабытой с советских времен практике государственного планирования. В Госдуму внесены стратегические планы по обороне и экономике. Правда, до реанимации канувших в историю «пятилеток» дело пока все же не дойдет.

Россия возвращается к полузабытой с советских времен практике государственного планирования. Правда, до реанимации канувших в историю «пятилеток» дело пока не дойдет. Как ожидается, новые национальные планы будут рассчитаны на разные временные периоды. В поле для экспериментов первым делом превратят экономику и оборону.

В Госдуму поступили сразу два законопроекта, касающихся создания стратегических планов развития в российской экономике и обороне. Оба «идут на принятие», как на думском жаргоне называют законодательные инициативы, у которых нет шансов быть отклоненными. В данном случае планы по обороне и экономике внесены в палату правительством и президентом, а это обстоятельство, как известно, уже давно служит надежной гарантией безпроблемного прохождения законов в Госдуме.

Одним из этих законопроектов предлагается перераспределить полномочия по утверждению плана обороны от Минобороны к президенту. Сам план заменит традиционные военные доктрины и будет представлять собой некий «пакет взаимоувязанных документов» по всем аспектам безопасности страны. Ранее министр обороны Анатолий Сердюков сообщил, что он будет рассчитан на период до 2016 года и включать в себя план стратегического развертывания Вооруженных сил, мобилизационный план экономики, а также план создания материальных резервов.

Впервые решено разработать и план территориальной обороны, который призван скоординировать работу силовиков и муниципалитетов по противодействию не только диверсиям и терроризму, но и стихийным бедствиям.

Законопроект уже сумел заручиться поддержкой депутатов, которые в один голос заявили, что эти новшества помогут укрепить обороноспособность и безопасность страны. «Исторически, план обороны был всегда завязан на Генштаб», - пояснил «Росбалту» депутат Госдумы Франц Клинцевич. По его словам, свои планы на всякий «пожарный случай» сейчас пишут и другие ведомства - будь то ФСБ или МЧС. «В итоге у нас громадье разных планов, а единого - нет», - говорит депутат.

Пятилетние мобилизационные планы экономики составлялись в СССР - они предписывали отраслям производить в случае военной опасности те или иные виды оружия. Однако новое планирование не означает возврата к советской практике так же, как и усиление полномочий президента, который теперь, помимо плана обороны, будет утверждать и положение о самом Генштабе, полагает военный эксперт, ответственный редактор еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин. «Недаром президент у нас - Верховный Главнокомандующий, - отметил он в беседе с корреспондентом «Росбалта». - А сам план - это всего лишь грамотное распределение военных и мобилизационных ресурсов на случай военной агрессии или катастроф».

Внедрение такого плана не означает, что Россия начинает подготовку к войне, считает Виктор Литовкин. «Но если что-то, не дай бог, произойдет, мы должны быть полностью готовы и располагать общей координацией действий, - говорит Литовкин. - Конечно, и сейчас у каждой воинской части есть «план икс», но эти планы не всегда связаны друг с другом, а то и вовсе не отвечают реальной картине дня».

Последний раз бардак в российской армии отчетливо проявился в августе 2008 года. Тогда все знали о готовящемся нападении Грузии на Южную Осетию, но, когда это произошло, многие оказались застигнуты врасплох, говорит эксперт. В ближайшие годы России предстоит усилить оборону на южных рубежах, которые могут остаться не прикрытыми после запланированного на 2014 год вывода натовских войск из Афганистана. Есть и другие потенциальные военные угрозы, связанные с территориальными претензиями Японии и Китая.

Между тем, по некоторым данным, решение о разработке в стране национального плана обороны, на самом деле, стало результатом аппаратной борьбы Генштаба с Минобороны. И победил в ней Генштаб, который теперь напрямую будет завязан на президента. Не исключено, что именно Генштабу Владимир Путин поручит в будущем и разработку самого плана обороны.

Принятие другого законопроекта - о стратегическом планировании в экономике - добавит, судя по всему, аппаратного веса Совету Безопасности. Именно этот орган, как ожидается, займется оценкой эффективности промышленного, научно-технологического, социально-экономического и демографического прогнозов. Сами прогнозы будут разрабатываться на период до 30 лет, а некоторые ежегодно, с охватом в 6 лет. При этом предполагается, что они будут подлежать общественному обсуждению.

Как пояснил «Росбалту» глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, принятие этого законопроекта позволит «объединить все стратегии в единый механизм и связать их с мерами бюджетной политики». «Государственное стратегическое планирование необходимо не в смысле советских пятилеток, а в смысле понимания долгосрочных целей и ориентиров развития экономики», - говорит депутат.

При этом главной новеллой законопроекта стала статья о долгосрочной бюджетной стратегии, которая будет разрабатываться каждые 6 лет «на период, не превышающий период действия прогноза социально-экономического развития». По словам Руденского, это означает, что бюджет теперь будут верстать с оглядкой на эту стратегию.

Однако на практике решающим все же окажется прогноз мировых цен на нефть, от зависимости на которые Россию пока не может спасти ни одна стратегия.

Мария Шувалова