Posted 16 октября 2012,, 14:24

Published 16 октября 2012,, 14:24

Modified 31 марта, 22:56

Updated 31 марта, 22:56

Иран решил залить санкции нефтью

16 октября 2012, 14:24
В Европе уверены в эффективности экономических санкций против Ирана. Однако вместо капитуляции Тегеран придумал «ассиметричный ответ» и теперь угрожает устроить экологическую катастрофу в Ормузском проливе.

Во вторник вступает в силу обширный блок новых экономических санкций, который Евросоюз вводит против Ирана. На этот раз, решение касается импорта, приобретения и транспортировки газа, а также финансирования и страхования, связанной с этим деятельности. Евросоюз вводит запрет на продажу Ирану графита, алюминия и стали, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия и баллистических ракет.

Совет ЕС по иностранным делам также принял решение усилить санкционные меры в отношении Центрального банка Ирана и запретить банкам стран ЕС осуществлять какие-либо сделки с иранскими кредитными организациями. Исключение сделано только для так называемых гуманитарных закупок – продовольственной помощи и медикаментов.

Новые санкции включают также введение ряда ограничений на торговлю с иранскими телекоммуникационными компаниями. Кроме того, странам ЕС теперь запрещено регистрировать под своими флагами принадлежащие иранским владельцам торговые корабли и продавать Ирану грузовые суда.

Все эти меры, как это уже стало привычным, направлены на то, чтобы не допустить предоставление Ирану финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для финансирования ядерной программы и развития ракетных технологий. В Европе уверены, что санкции «должны ограничить иранские возможности по развитию ядерной программы и склонить Иран к содержательным переговорам с международным сообществом по этой проблеме».

В свою очередь, официальный Тегеран снова заявил, что санкции Евросоюза не окажут значительного влияния на экономику страны. И пригрозил Евросоюзу экологической катастрофой в Ормузском проливе. На этот раз ИРИ планирует провести так называемую операцию «Грязная вода», вылив в пролив нефть. По замыслу, это должно привести к приостановке поставок топлива, чтобы наказать враждебные Ирану соседние арабские страны и заставить Запад принять участие в крупномасштабных мероприятиях по очистке воды.

Западные СМИ вовсю муссируют тему надвигающейся техногенной и экологической катастрофы, пугая обывателей ужасными последствиями, грозящими дикой природе. Ведутся разговоры о том, что проект «Грязная вода» уже поступил на рассмотрение Высшему руководителю Ирана аятолле Али Хаменеи, в согласии которого на эту диверсию якобы никто не сомневается.

Между тем, к подобным мнениям стоит относиться с большой осторожностью, рассматривая их в контексте активно ведущейся информационной войны. Достаточно вспомнить, что ранее страны Евросоюза ввели эмбарго на импорт иранской нефти, которое вступило в силу с 1 июля. Еще до принятия запрета представители иранского военного командования заявили о наличии у них возможностей по перекрытию Ормузского пролива, однако ответных силовых действий Ирана на решение ЕС так и не последовало.

«В Европе сейчас слишком верят в успешность вводимых против Ирана санкций», - прокомментировал ситуацию по просьбе корреспондента «Росбалта» директор Центра общественно-политических исследований Валерий Евсеев. «Но складывается впечатление, - продолжил он, - что Запад уже «выбирает» санкционный максимум и находится на пределе возможностей в отношении ограничений, направленных против ИРИ. Не очень похоже на то, что Тегеран готов принять западный ультиматум».

По словам эксперта, западные ограничения по газу не станут слишком чувствительным наказанием для ИРИ, сильнее окажутся банковские санкции и санкции, связанные с транспортировкой нефти. «Запад закручивает гайки и надеется на то, что Иран сдастся. Но для Ирана это не вариант», - отметил Владимир Евсеев.

Действительно, по мнению экспертов и наблюдателей, ситуация в стране ухудшилась, и в этих условиях иранское руководство вынуждено было пойти на некоторые уступки западным странам. В частности, в целях разблокирования ситуации вокруг ядерной проблемы был предложен план из девяти пунктов, одним из которых предусматривалась готовность приостановить процесс обогащения урана до 20 процентов на подземном заводе в Фордо.

«Иран не впервые предлагает свои планы. Другое дело, что Запад не воспринимает эти их предложения или предлагают ему в ответ свои, такие, которые иранская сторона считает неприемлемыми. Если бы у западных стран действительно было стремление не давить на Иран, добиваясь прямого исполнения требований, можно было бы «поймать» компромисс исходя из принципа поэтапности и взаимности», - полагает Владимир Евсеев.

Пока же европейские переговорщики, скорее всего, очень уверены в эффективности санкций и надеются на капитуляцию Ирана. Однако вряд ли можно ожидать, что переговоры по ядерной программе, которые планируются на конец ноября – начало декабря, закончатся результативно.

Дмитрий Пановкин