Posted 18 октября 2012,, 09:20

Published 18 октября 2012,, 09:20

Modified 31 марта, 22:54

Updated 31 марта, 22:54

Представитель МИД РФ назвал козыри России в борьбе за Центральную Азию

18 октября 2012, 09:20

ДУШАНБЕ, 18 октября. Россия не имеет ревизионистских планов в отношении Центральной Азии. Зато у нее есть четкая модель сотрудничества со странами региона, считает директор третьего департамента стран СНГ МИД РФ, курирующий Центральную Азию, Александр Стерник.

На вопрос он о "козырях" России в среднеазиатской игре, участниками которой являются также США и Китай, он ответил: "У России нет волшебной палочки. Но есть ясность относительного того, как выстраивать рациональную модель сотрудничества со странами Центральной Азии. Ее преимущество в гибком сочетании различных по степени продвинутости режимов взаимодействия: рамочные нормы обеспечивает СНГ, костяк обороны и безопасности — ОДКБ, передовую интеграцию — Таможенный союз и Единое экономическое пространство, охват соседей по региону происходит с помощью ШОС. Такая модель — "не домоседная мудрость", а производная от опыта. Она по определению тоньше любых "трескучих" схем и клише типа Большой Центральной Азии (предложенной США — прим. ред.) и тому подобного, в которых больше лозунгов, чем реального наполнения".

Он также подчеркнул, что Россия не намерена принуждать кого-либо к сотрудничеству. "Кстати, идея Таможенного союза принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, а вовсе не кремлевским политтехнологам", - подчеркнул эксперт.

Стерник отметил, что Россия занимает лидирующее место в ЕЭП, как Франция и Германия - в ЕС, и это нормально. "Да, российская экономика наиболее мощная в треугольнике России, Белоруссии и Казахстана, да и в рамках ЕврАзЭС. Но и обязательства наши пропорционально выше. Скажем, в Антикризисном фонде ЕврАзЭС из $10 млрд более $7 млрд обеспечивает РФ. Это норма. Ведь никто из серьезных специалистов не драматизирует тот факт, что Франция и Германия всегда будут локомотивами Евросоюза", - сказал он.

По его словам, Россия заинтересована в сильных партнерах. "Современная формула нашей политики в Центральной Азии такова: более сильные партнеры — в интересах самой России. Их экономическая и военная безопасность — это и наша безопасность. Словом, налицо беспроигрышный, взаимовыгодный вариант. С этим подходом как раз и связана готовность нынешнего руководства РФ "вкладываться по-крупному" в потенциал стран Центральной Азии, идти на сближение с ними настолько, насколько они сами к этому готовы", - сказал Стерник.