Posted 22 октября 2012,, 11:53

Published 22 октября 2012,, 11:53

Modified 31 марта, 22:51

Updated 31 марта, 22:51

Кибер-учебник потеснит бумажного брата

22 октября 2012, 11:53
В столице завершился конкурс на разработку контента для школьных пособий. В следующем году, после доработки учебников в соответствии с требованиями департамента образования, начнется их апробация в московских школах.

В столице завершился грантовый конкурс на разработку контента для школьных пособий. Компании-победители, получившие на свою работу от города 5 млн рублей, принялись дорабатывать учебники в соответствии с требованиями департамента образования, и уже в следующем году начнут апробацию своих детищ в московских школах.

Как рассказал «Росбалту» ответственный секретарь рабочей группы по проведению грантового конкурса департамента образования Александр Осин, основной задачей конкурса было мотивировать разработчиков на создание электронного учебника. И это ведомству удалось. По 20 номинациям были представлены 88 заявок от 26 фирм. Экспертная группа выбрала лучшие работы с точки зрения содержания, технологичности, количества используемых платформ. По 11 номинациям были представлены уже почти готовые к употреблению материалы и продукты. Их разработчикам организаторы конкурса и решили выдать гранты – по 5 млн рублей на победителя. В числе проектов-фаворитов конкурса три оказались от издательства «Просвещение» и один - от издательства «Дрофа». Полученные от города средства пойдут на доработку электронных учебников, и, по словам Осина, уже с начала нового календарного года в ряде московских школ начнется апробация мультимедийного интерактивного продукта. Дальше учебники поступят на рынок, и вот здесь уже появляются вопросы. Электронные пособия будет централизовано закупать город или это бремя ляжет на плечи родителей? Сколько они могут стоить?

«Есть основания утверждать, что электронные учебники будут распространяться точно так же, как и обычные, и если город, Москва, например, закупал бумажные учебники для школ, то он же будет закупать и электронные», - рассказал собеседник агентства, оговорившись, что пока нет оснований думать иначе. То есть четкого понимания того, кто будет покупать новейшие разработки, в департаменте образования нет, как нет ясности и в вопросе ценовой политики.

Чиновник отметил, что несмотря на дороговизну разработки (создание одного учебника с нуля обходится в 50-70 млн рублей), стоить электронные пособия будут не дороже обычных. Учебники нового поколения позволят избежать типографских расходов на их создание, не будут зависеть от тиража, пояснил он. А между тем, наполнение будет выгодно отличаться от бумажных пособий мультимедийностью и интерактивностью. Школьники смогут оставлять в тексте закладки, выделять фрагменты, "ходить" на виртуальные экскурсии, проводить лабораторные, оставлять пометки при чтении. Все это, по мнению Александра Осина, позволит сделать учебный материал более эффективным.

При этом, по словам представителя ведомства, на специальные устройства для работы контента родителям школьников тратиться не придется. «Программа будет кросплатформенной, и с тем, на каком устройстве ее открывать, проблемы не будет. А уж обычные стационарные компьютеры есть как в школах, так и дома, причем, в некоторых семьях даже не в одном экземпляре», - заметил он.

По мнению собеседника агентства, как только появятся электронные учебники, можно будет забыть о бумажных – детишки будут пользоваться только ими. А вот о централизованном переходе на мультимедийные пособия говорить пока рано. «Речь об этом может зайти только тогда, когда преподаватели научатся работать с электронными учебниками. Это совершенно новые образовательные технологии», - подчеркнул чиновник.

Правда, по мнению экспертов, это не единственное, о чем стоит подумать при централизованном переходе на новые пособия. Ранее «Росбалт» уже писал о том, что, по мнению специалистов в области образования, прежде чем внедрять электронные учебники в школы следует посоветоваться и с медиками, ведь при постоянном общении с компьютерами у ребят быстро садиться зрение, идет воздействие на психофизическое состояние.

Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова подтвердила: в том, что частое общение с компьютером пагубно сказывается на здоровье, сомневаться не приходится. «Если организм еще не сформировался, это может быть достаточно вредно, но больше в физическом, нежели психическом отношении», - отметила врач, подчеркнув, что в первую очередь речь идет о воздействии на зрение.

Не мешало бы, прежде чем выдавать гранты на создание электронных учебников, проанализировать собственно возможность и целесообразность их появления в школах с медицинской точки зрения, считает эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев. Кроме того, по его словам, следовало бы для начала обратиться к СанПиНу, где использование детьми компьютеров ограничено во времени.

В свою очередь Осин призвал родителей «относиться к этому спокойнее», ведь техника постоянно совершенствуется, и уже сегодня существуют устройства, абсолютно безвредные для зрения. Правда, он все же отметил, что медицинский аспект работы с электронными учебниками ведомство все же будет регулировать. Так, например, медики, по словам чиновника, будут привлечены к апробации мультимедийных пособий в школах. Но в чем именно будет заключаться их роль в этом процессе собеседник агентства так и не уточнил.

Анна Семенец