Posted 23 октября 2012,, 15:47

Published 23 октября 2012,, 15:47

Modified 31 марта, 22:49

Updated 31 марта, 22:49

"Газпром" загоняют в угол

23 октября 2012, 15:47
МЭР предлагает отложить достижение равнодоходности по внутренним и внешним ценам на газ, чтобы защитить отечественную промышленность. "Газпрому" придется поумерить свои аппетиты и искать новые способы защиты от надвигающейся сланцевой революции.

Минэкономразвития считает необходимым отложить достижение равнодоходности по внутренним и внешним ценам на газ - как минимум до 2021 года (напомним, соглашения Таможенного союза предусматривают переход на принцип равной доходности с 2015 года). При этом в качестве ориентира для внутреннего рынка ведомство предлагает взять не цены из экспортных контрактов "Газпрома", которые являются сегодня слишком высокими, а рыночные прайсы, которые в последнее время снижаются из-за сланцевой революции в США.

Сейчас стоимость газа на внутреннем рынке России примерно в 4 раза ниже, чем в Европе. И если вычесть расходы по транспортировке, то получится, что для достижения принципа «равнодоходности» внутренних и внешних цен необходимо увеличить тарифы на природный газ в России примерно в 2,5 раза, подсчитал аналитик ЗАО ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов. В случае, если в расчет будут приняты все-таки рыночные цены, то повышение внутренних цен окажется не таким значительным.

Главной причиной, побудившей МЭР искать альтернативу прежнему ценообразованию, стала оценка последствий роста стоимости газа для отечественной промышленности. При прежней схеме к 2015-му году могут оказаться неконкурентоспособными черная металлургия и деревообработка, на грани убыточности окажется животноводство. Из-за роста цен на газ с 2007 по 2011 годы рентабельность продаж в цветной металлургии уже снизилась на 25,2 процентных пункта, в черной – на 16,8. Для промышленности оптовые цены на газ выросли почти в 2,5 раза, на электроэнергию – в 2,2 раза, а затраты на производство – почти 1,9 раза.

«То, что так или иначе «Газпрому» придется снижать контрактные цены на экспорт газа, становится все более вероятным. Давление на цены оказывает снижение общего потребления газа в Европе в виду кризиса, а также рост конкуренции со стороны экспортеров газа и Ближнего Востока», - сообщила «Росбалту» аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович.

Из-за этих факторов «Газпром» уже был вынужден заморозить на неопределенный срок один из своих крупнейших проектов, ориентированных на экспорт российского газа в Европу – Штокманн. Недавно компания перенесла сроки начала добычи на Приразломном месторождении. Реализация новых проектов, ориентированных на поставки газа европейским потребителям, сейчас невыгодна «Газпрому», так как за счет снижения объемов экспорта компании приходится снижать и добычу, отметила эксперт.

По оценке экспертов Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», рыночная ниша в Европе отсутствует до 2017 года, а в дальнейшем предстоит жесткая конкуренция по цене. Стоимость поставок со Штокманна значительно превышает затраты на поставку газа практически всех ведущих игроков этого рынка. Арктический газ попросту неконкурентоспособен в Европе по стоимости поставки.

Кстати, внутри страны «Газпрому» наступают на пятки независимые производители. Например, НОВАТЭК уже перехватил у него ряд промышленных потребителей. Недавно компания заключила пятилетний контракт на поставку газа для Северстали, есть уже подобные контракты с ММК, Э.Он и Фортум, отметил содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг.

«Маловероятно, чтобы правительство позволило поднять цены на газ до уровня хотя бы приближенно к европейским, по крайней мере в ближайшие два-три года», - полагает Нарек Авакян из финансовой компании Aforex. По его словам, социальное напряжение в обществе и так велико в последние месяцы, на что указывают продолжающиеся протесты оппозиции и падение популярности действующей власти. Жители столицы уже получили квиточки с существенно подорожавшими расходами на ЖКХ и вряд ли обрадуются дальнейшему повышению. Кроме того, по мнению эксперта, увеличение цен на газ хотя бы до $150 за тысячу кубов может окончательно похоронить и без того невысокие темпы роста промышленного производства в России. Да и дальнейший рост таких расходов способен ухудшить инвестиционный климат в России, что может негативно повлиять на приток инвестиций и экономику в целом.

Владислав Кузьмичев