Posted 31 октября 2012,, 19:57

Published 31 октября 2012,, 19:57

Modified 31 марта, 22:41

Updated 31 марта, 22:41

«Четыре модернизации» московского строительства

31 октября 2012, 19:57
Руководитель стройкомплекса, заместитель мэра Марат Хуснуллин обозначил четыре приоритета в градостроительной политике. Два из них уже хорошо известны – это приоритетное развитие транспортной инфраструктуры и сохранение исторического центра.

Политикой «четырех модернизаций» можно назвать принятый в настоящее время курс в московском градостроительстве. Об этом, в частности, шла речь на заседании коллегии строительного комплекса г. Москвы, посвященном предварительным итогам года.

И в основном докладе, и в беседе с журналистами по итогам заседания, руководитель стройкомплекса, заместитель мэра Марат Хуснуллин обозначил четыре приоритета в градостроительной политике. Два из них уже хорошо известны – это приоритетное развитие транспортной инфраструктуры и сохранение исторического центра.

Собственно, уже само бережное отношение к старой Москве тоже можно отнести к числу «модернизаций» - поскольку это переход к цивилизованному обращению с историей. Тут есть чем гордиться: как подчеркнул Хуснуллин, при администрации Сергея Собянина, благодаря своевременно принятым решениям, сохранено более 200 исторических зданий, достойных звания памятников истории и архитектуры, но при прежней администрации уже предназначенных к сносу в рамках коммерческих проектов.

В центре Москвы прекращено строительство объектов общей площадью более 1,3 млн кв. метров. На сегодняшний день, в Центральном округе строится 87 различных объектов, из которых 35 относится к транспортной и инженерной инфраструктуре, 13 – к социальной сфере, 14 объектов – жилые дома, 10 – гостиницы, и лишь 12 представляют собой офисные здания, начатые при прошлой администрации. Как говорится, скромно и со вкусом. Кстати, за это же время отремонтировано 350 исторических фасадов.

В целом по городу, за прошедшие два года Градостроительно-земельной комиссией (ГЗК) рассмотрено 7 тыс. 840 вопросов застройки, и приняты решения касательно более чем 5 тыс. 850 строительных проектов. Решено прекратить реализацию проектов строительства общей площадью более 9 млн кв. метров. Одобрение получили инвестиционные проекты и контракты общей площадью более 36 млн кв. метров.

За это же время приняты решения по 404 объектам столичного долгостроя, из которых 330 ждали оформления документов, а еще 64 теперь стало возможно достроить. Одновременно снесено 173 объекта самовольного строительства общей площадью в 117 тыс. кв. метров. Заместитель мэра повторил свой тезис о том, что самострой – воровство земли у населения и налогов у государства.

Высказал Хуснуллин прессе и свое видение решения транспортной проблемы центра. Главное, по мнению заместителя мэра, – убрать с центральных улиц припаркованные там многие тысячи автомобилей. Общее число этих машин пока точно не подсчитано: Хуснуллин назвал диапазон от 30 до 70 тыс. Если их куда-то деть – центр вздохнет свободно. Однако речь не идет о том, чтобы просто выбросить или уничтожить весь этот автопарк. Так что скорого решения не видно. Все же, в ЦАО намечено порядка 200 новых площадок для стоянок и гаражей. Но заммэра предупредил, что процесс идет тяжело: очень мало свободного места.

По части развития транспортной инфраструктуры, были названы основные достижения и сформулированы ближайшие задачи. Так, всего в 2012 году в метро должно было появиться три станции и 8,5 км линий. Осталось ввести две станции: одна из них - это «Пятницкое шоссе», которое увенчает Арбатско-Покровскую линию на северо-западе, после станции «Митино». Другая станция также замкнет Замоскворецкую линию на юге Москвы, после «Красногвардейской».

В выступлении докладчика прозвучало название «Алма-Атинская». Вообще, было два рабочих названия – «Алма-Атинская» и «Братеево». Понятно, что за этим стоит – конфликт между российскими политиками, давшими соответствующее обещание коллегам из Казахстана, и инициативными группами жителей района Братеево, не желающими поставить эти соображения высокой дипломатии во главу угла. Окончательно ли решен спор, покажет ближайшее время, но метро до конца года построено будет. Среди прочих планов метростроя на оставшиеся два месяца – второй выход со станции «Марьина Роща» и реконструкция электродепо Печатники.

А вот на 2013 год запланировано уже 14 км линий и семь станций. Хуснуллин подчеркнул беспрецедентность темпов московского метростроя: из всего мира, быстрее строится метро, кстати говоря, лишь в КНР, в передовых точках роста.

По части дорожного строительства, за два года в Москве построено 73 км дорог, 49 пешеходных переходов, 41 сооружение класса мостов и туннелей. По итогам этого года будет введено 48 км дорог и 35 пешеходных переходов. Гаражей за те же два года построено: капитальных – на 99 тыс. 284 машиноместа, некапитальных парковок обустроено на 605 тыс. 580 машиномест.

Третья «модернизация», о которой пока говорилось значительно меньше, но которую Хуснуллин в беседе с прессой поставил на первое место – это «полицентрическое развитие города». А молодой главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов обозначил задачу так: «демотивация людей от постоянных перемещений». Грубо говоря: надо создать условия, чтобы хоть не вся публика с окраин стягивалась в центр на работу и за развлечениями. Цель-то такая и раньше ставилась в общих чертах, но стратегическая задача столь сложна, что власти, подобно Штирлицу, «не знали как к ней вообще подступиться».

Теперь появилась хоть какая-то первая конкретика. В качестве новых «центров», способных оттянуть на себя человеческую энергию в достаточно близком будущем, Марат Хуснуллин назвал «Рублево-Архангельское, Сколково, административно-деловой центр на новой территории, научно-инновационный центр вокруг Троицка». А также «развитие территории вокруг Внукова, териритории, приыскающей к Шереметьеву, и Молжанинова». Во всех этих местах будет развиваться все, что только можно.

И четвертая модернизация – это «сокращение административных регламентов и сроков выдачи строительной документации» - борьба с бюрократизмом. Здесь отцам города виднее, что у них более всего забюрократизировано, и что с этим делать. Из основополагающих городских документов, новый Генеральный план будет подготовлен к концу 2014 года – и к нему же «мастер-план». Увязывающий градостроительство с экономикой.

Марат Хуснуллин охотно и подробно ответил на вопросы журналистов, весьма далекие от подобострастия. Он сообщил, что лично занимался жалобами жителей тех домов, рядом с которыми строятся дороги. «В любом мегаполисе мира это системная проблема. Где возможно – ставим шумозащитные окна и экраны. Где возможно – отходим от домов», - подчеркнул заместитель мэра. В то же время, он подтвердил, что северный дублер Кутузовского проспекта, безусловно, будет строиться. По возможности, близ железной дороги.

Кстати, жаловались и жители района Пятницкого шоссе. Туда Хуснуллин тоже выезжал лично и пришел к выводу, что разворотное кольцо автобусов, с которым никто соседствовать не хочет, можно передвинуть ближе к электродепо Митино. Однако эти возможности имеют свои границы, так как нельзя отступать от основной задачи – «подбирать тех пассажиров, что сегодня едут в город на автобусах, пересекая МКАД и создавая пробки».

По поводу развития новых столичных территорий, Хуснуллин подтвердил, что требования к инвесторам по качеству среды, строительству социальных объектов и т.д. будут пересмотрены с подмосковных на столичные. А разница в этом деле имеется: «социальные стандарты» подмосковной застройки абсолютно не устраивают столичных руководителей. «К счастью, все инвесторы там – крупные и системные, – подчеркнул Хуснуллин. - Нет никакого сомнения, что мы с ними договоримся. Они все выразили согласие на пересмотр своих утвержденных проектов, готовы вкладывать в социальную и дорожную инфраструктуру».

Вообще, глава стройкомплекса, высказал пожелание инвесторам продолжать вкладываться в Москву – но не в одно жилье, а осваивать социальные объекты. Пока что, по его данным, нашлись инвесторы, готовые сооружать более ста спортивных объектов, 64 детских сада и всего семь медицинских учреждений.

Среди почетных гостей коллегии был Владимир Ресин, многолетний руководитель стройкомплекса при Юрии Лужкове, ныне депутат Государственной Думы. В своей речи он выразил приветствие и «белую зависть» к сегодняшним строителям, которые «загружены работой на 50-100 лет» благодаря расширению Москвы и требованиям времени к транспортному строительству. Касательно своей собственной деятельности во времена могущества и славы, Владимир Иосифович с сожалением заметил: «Нас жизнь заставила идти по пути развития жилья».

Леонид Смирнов