Posted 16 ноября 2012,, 13:11

Published 16 ноября 2012,, 13:11

Modified 31 марта, 22:27

Updated 31 марта, 22:27

Рогозин вернулся в холод

16 ноября 2012, 13:11
Визит Дмитрия Рогозина в Молдову и Приднестровье начался на фоне охлаждения российско-молдовских отношений. Кишинев выступил против открытия консульства РФ в Тирасполе, в правящей коалиции открыто заговорили о вступлении в НАТО.

Повторный визит Дмитрия Рогозина в Молдову и Приднестровье начался на фоне явного охлаждения российско-молдовских отношений. Кишинев выступил против открытия консульства России в Тирасполе, в правящей коалиции открыто заговорили о вступлении в НАТО.

14 ноября в Тирасполе прошла очередная встреча главы МИД ПМР Нины Штански и вице-премьера Правительства РМ по реинтеграции Евгения Карпова. На этой встрече Кишинев окончательно сбросил маску перед приднестровскими коллегами: никаких встречных уступок не будет, мир возможен лишь на условиях Молдовы.

Приднестровцы хотели обсудить вопросы, где давление Кишинева наиболее сильно: банки, транспорт, экономика в целом. Из этого ничего не вышло. Руководство РМ продолжает душить приднестровских производителей, чтобы вынудить Тирасполь вступить в зону торговли Молдовы с ЕС вместо вступления в Таможенный Союз. Нет подвижек и по транспорту: Кишинев жестко требует, чтобы автомобильные номера ПМР носили символику Молдовы.

О банках и говорить нечего. По мнению лидеров РМ, приднестровские банки должны быть лицензированы Нацбанком РМ, а вместо приднестровского рубля в «восточных районах Молдовы» (так именуют Приднестровье в коридорах власти Кишинева) должен без всяких условий ходить молдовский лей. Сама Нина Штански озвучила реакцию Кишинева на просительные интонации нынешнего приднестровского руководства: «Приднестровский республиканский банк неделю назад направил Молдове предложения об организации семинара в ПРБ, где предполагалось показать нашим молдавским коллегам, как мы осуществляем финансовый мониторинг и противодействуем легализации и отмыванию доходов, добытых незаконным путем. К сожалению, предложение Приднестровья было проигнорировано, мы не получили даже ответа на него».

Своим отказом серьезно вести переговоры 14 ноября Кишинев послал четкий сигнал Москве: российскому влиянию на Днестре места нет, а с Приднестровьем мы разберемся сами. Не случайно Евгений Карпов, касаясь обсуждения спорных вопросов с Тирасполем, заявил: «Очень важно, чтобы в этой деятельности активно участвовали представители других участников переговорного формата, в особенности США и Евросоюза». Эта фраза прямо адресована тем, кто полагает, будто с властями Кишинева Москва о чем-то сможет договориться.

Чтобы россиянам было понятнее, последовали явно синхронизированные заявления лидера Либеральной партии Михая Гимпу (входит в правящий «Альянс за евроинтеграцию») о желательности вступления РМ в НАТО и главы МИДа РМ Юрия Лянкэ о нецелесообразности открытия консульства России в Приднестровье.

Таким образом, Кишинев, Бухарест и Запад выступили единым фронтом против Рогозина, заявившего румынам перед визитом, что вопрос консульств – это исключительная прерогатива Москвы и Кишинева.

Тем временем, «посредники» от ЕС, США и ОБСЕ сбросили маски и уже открыто выступили на стороне Кишинева, требуя от тандема Шевчук-Штански продолжения опрометчивых односторонних уступок.

Так, глава миссии ОБСЕ в РМ Дженнифер Браш, выступая в прямом эфире приднестровского телеканала ТСВ 14 ноября, сказала, что открытие автомобильного моста в районе приднестровского села Бычок и молдавского Гура-Быкулуй является конкретной целью миссии ОБСЕ в Республике Молдова на ноябрь текущего года.

Тирасполь всегда требовал четких гарантий, чтобы этот мост через Днестр не был использован в военных целях. Но гарантий никто не дает. Мало того Браш заявила, что этот «троянский» мост – ее главное детище и что для президента ПМР Шевчука открытие моста – также «политическая цель».

В свою очередь, представитель Евросоюза в Молдове Дирк Шубель, как сообщили СМИ 14 ноября, посожалел «по поводу того, что Тирасполь недавно прервал на территории Приднестровья вещание молдавского телеканала «Publika TV», и выразил надежду, что решение будет пересмотрено приднестровской администрацией». Евродипломат ни сказал ни слова о том, что это причиной отключения стал отказ Кишинева транслировать приднестровские телеканалы в РМ.

Наконец, 1 ноября ЕС официально присоединился к банковской блокаде Приднестровья, показав тем самым, что он де-факто является не наблюдателем в переговорах по урегулированию конфликта, а открытым противником ПМР. А специальный представитель действующего председателя ОБСЕ Эрван Фуэре требует от Тирасполя не сбавлять динамику диалога, несмотря на то, что Кишинев не сделал ни одной реальной уступки своим партнерам.

26-27 ноября в Дублине должен пройти очередной раунд переговоров в формате «5+2». Вице-премьер Молдовы Евгений Карпов заявляет, что необходимо официально начать обсуждать вопросы из «Третьего пакета» повестки дня – политические, институциональные вопросы и вопросы безопасности. В этой позиции Кишинев полностью поддерживается Западом. Наверняка в Дублине на ПМР и Россию с целью полного «вскрытия» «Третьего Пакета» будет оказано мощное давление.

В этих условиях Москве и Тирасполю пора официально заявить о том, что политические вопросы в диалоге ПМР-РМ обсуждаться не будут. Недружественная политика Кишинева, активизировавшаяся к визиту Рогозина, создает все предпосылки для такого хода.