Posted 30 ноября 2012,, 13:51

Published 30 ноября 2012,, 13:51

Modified 31 марта, 22:14

Updated 31 марта, 22:14

России предложили благо, от которого мрут даже крысы

30 ноября 2012, 13:51
Заявляя о том, что ГМО полезны для России, главный санитарный врач Геннадий Онищенко все же приостановил на территории РФ распространение сорта ГМ-кукурузы, использовавшейся французскими учеными для опыта на крысах.

Заявляя о том, что ГМО – благо для России, главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко все же приостановил на территории РФ распространение сорта ГМ-кукурузы, которая использовалась группой французских исследователей под руководством Сералини для опыта на крысах. Странно, что у чиновника не вызывают недоверия другие сорта кукурузы, картофеля, сои, риса, подвергнутые генной модификации, которые по-прежнему попадают на прилавки. Такое расхождение слов с действиями по сей день вызывает в обществе множество споров. Но пока ни ученые, ни компании-разработчики не могут дать однозначного ответа.

Как рассказала «Росбалту» директор Общенациональной Ассоциации Генетической Безопасности Елена Шаройкина, на сегодняшний день в России существует, по меньшей мере, 17 разрешенных линий генно-модифицированных (ГМ) культур, которые, несмотря на это, плохо изучены и не проверены на безопасность. Зачастую ГМ-компоненты используются при изготовлении детского питания, чему наши законодатели никак не препятствуют. К слову, недавно Госдума отклонила предложение депутатов-эсеров законодательно запретить ГМО в детском питании, внеся соответствующие поправки в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Вопрос, которым в этой связи задается собеседница агентства, весьма оправдан: «Почему, если в российском обществе существует дискуссия о том, что такое ГМО – вред или благо, власти считают возможным разрешать на территории страны технологии, безопасность которых не доказана?» Наряду с этим возникает и другой вопрос: Кто и каким образом должен ее доказать?

Ученые по всему миру проводили опыты с ГМ-продуктами. В их числе американцы Игнасио Чапела и Дэвид Квист, которые доказали генетическое загрязнение в результате попадания ГМ-пыльцы на другие растения, и известный английский ученый Арпад Пуштаи, первый заявивший о патологии внутренних органов животных, в корм которых добавляли ГМ-картофель. Здесь же стоит упомянуть и группу итальянских ученых Малатесты, выявившую структурные изменения в органах мышей, питавшихся кормом с ГМ-соей. Однако подобные исследования зачастую подвергались жесткой критике. Так, например, группу ученых под руководством Жиля-Эрика Сералини обвинили в недостаточно строгом научном подходе – был привлечен не тот вид крыс, который позволил бы говорить об объективности опыта.

Правда, как рассказал «Росбалту» эксперт по сохранению генетических ресурсов, кандидат биологических наук Александр Баранов, провести подобные исследования с учетом всех требований практически невозможно: слишком затратно, а гранты на эти работы не выделяют, или опыты финансируются компаниями, лоббирующими ГМО.

Очевидно, что раз и навсегда поставить точку в этом вопросе может лишь независимое исследование, проведенное совместно сторонниками и противниками ГМ-продукции с учетом всех правил и норм.

Такую работу инициировала Общенациональная Ассоциация Генетической Безопасности. По словам Шаройкиной, поучаствовать в эксперименте уже согласились несколько институтов, входящих в структуру РАН: Институт проблем экологии и эволюции им. Северцева, Институт биологии развития им. Кольцова, а также Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина, который входит в РАМН. Присоединиться готов и ученый-генетик, а также сторонник ГМО Александр Голиков, представляющий Общество биотехнологов России. В ближайшее время организаторы также намерены предложить поучаствовать в эксперименте НИИ питания РАМН.

«Это будет безупречно поставленный и выверенный опыт. О его методологии никто не будет спорить, он будет выполнен по всем нормам и стандартам», - заявила Шаройкина. В связи с тем, что в ходе эксперимента планируется наблюдать за несколькими поколениями крыс, длиться он, по словам собеседницы агентства, должен не менее года. Однако когда ученые приступят к исследованию, пока неизвестно. Все будет зависеть от того, как скоро им удастся собрать необходимую сумму. «Для проведения исследования потребуется более чем 1 млн евро. Как только мы соберем какую-то часть, необходимую для того, чтобы оплатить виварий новосибирской лаборатории, купить крыс, корм, мы дадим старт эксперименту. Мы хотим, чтобы он был действительно народным и публичным, поэтому планируем установить в лаборатории камеры, чтобы пользователи интернета могли наблюдать за ходом работы и лично убедиться, кто, когда и чем кормит животных и какие результаты получаются», - рассказала глава ассоциации, заметив, что это существенно удорожает процесс.

Инициаторы рассчитывают, что уже в 2013 году смогут приступить к работе, а до тех пор, пока она не будет завершена и все точки над «i» не будут расставлены, россиянам придется выбирать: доверять ли заверениям компаний-производителей о безопасности ГМ-продукции или все-таки поостеречься до объявления независимых результатов.

К слову, и способов обезопасить себя от ГМО сегодня не так много. «На глаз определить, содержит ли продукт ГМО ни один потребитель, безусловно, не сможет. Для этого должна быть маркировка. Пока она в России существует, и производитель, который использует ГМО, должен обязательно указать это в составе (ГМ-кукуруза такой-то линии), либо специальным знаком на упаковке (Содержит ГМО)», - рассказала директор департамента сертификации "Биологически Безопасно" ОАГБ Василиса Платонова. Однако, по словам собеседницы агентства, и сейчас это требование далеко не всегда соблюдается, а в связи со вступлением России в ВТО и вовсе должно быть отменено. Каким образом россияне смогут разобраться, натуральную ли продукцию едят или генно-модифицированную, пока не ясно.

Есть и другой вариант – отнести продукты в лабораторию. Правда, во-первых, это довольно дорогое удовольствие, а во-вторых, рядовой покупатель не может просто так прийти и организовать исследование, утверждает Платонова. «Практически все лаборатории, с которыми мы работаем, требуют, чтобы инициатором исследования было именно юридическое лицо. Хотя, чем это обосновано, - не объясняют», - рассказала собеседница агентства.

Ассоциация и сама занимается подобными исследованиями, а точнее направляет продукты на анализ в Торгово-промышленную палату. На сайте опубликован список товаров, произведенных с использованием ГМО за 2011 год. Правда, по словам Платоновой, утверждать, что эти данные актуальны и сегодня, нельзя. «Исследование следует проводить, по меньшей мере, три раза в год, потому что встречаются случаи, когда компании довольно быстро исправляются и отказываются от использования ГМ-компонентов», - пояснила она.

Как простому потребителю в условиях сегодняшних реалий убедиться, что продукты, которые он покупает, не содержат ГМО, непонятно. Однако на Западе уже наловчились это делать. Как рассказала агентству консультант-эксперт по экологическому праву ОП РФ Ольга Розбаш, в Европе сегодня набирает обороты новая тенденция – на уровне муниципалитетов происходит объявление зон, свободных от ГМО. Так, по ее словам, в Германии и Австрии муниципалитеты принимают целую систему законов и подзаконных актов и выстраивают таким образом сферу продовольственной безопасности.

Другие же страны пошли по пути развития экологического сельского хозяйства, и их граждане все еще надеются получать на стол натуральные продукты, отметила Розбаш. В России тоже стали появляться экологические фермеры, однако, позволить себе покупать их продукцию сегодня могут только довольно обеспеченные люди.

Анна Семенец