Posted 4 декабря 2012,, 09:40

Published 4 декабря 2012,, 09:40

Modified 31 марта, 22:11

Updated 31 марта, 22:11

«Малые шаги» в пропасть

4 декабря 2012, 09:40
Переговоры по Приднестровью в Дублине не принесли добра жителям республики. Политика односторонних уступок Молдове провалилась. Но команда президента Шевчука, кажется, готова их продолжать.

Переговоры в формате «5+2» по Приднестровью, прошедшие в Дублине 28-30 ноября, не принесли жителям республики ничего хорошего. Политика «малых шагов» по сближению с Молдовой, провозглашенная администрацией пришедшего к власти в Приднестровье год назад президента Евгения Шевчука, закончилась крахом. Но команда Шевчука, кажется, готова к новым односторонним уступкам.

1 декабря в ПМР был отключен молдовский телеканал М1. Это произошло спустя несколько часов после завершения Дублинской встречи. Ранее был отключен другой телеканал Молдовы – «Публика». Причина: власти Кишинева даже под угрозой отключения обоих своих каналов, транслировавшихся в знак доброй воли Тирасполем почти целый год, категорически отказались допустить в эфир Молдовы приднестровские каналы.

Это характерный момент. Ни в мелочах вроде телеканалов, ни на официальных переговорах Молдова на уступки не идет. Зато натиск на непризнанную республику вырос многократно, несмотря на сделанные президентом Приднестровья Евгением Шевчуком и главой МИД Ниной Штански односторонние уступки.

Итак, что же случилось в Дублине? Мост через Днестр у приднестровского села Бычок и молдовского села Гура-Быкулуй не открыт. Схема лицензирования школ, работающих в Приднестровье под юрисдикцией Молдовы, не найдена. В этих школах преподается ультранационалистический курс «История румын». Ранее миссия ОБСЕ рекомендовала зарегистрировать и лицензировать эти школы в Приднестровье, а также согласовать образовательные программы.

Что это означает на практике, непонятно. Участники встречи не раскрывали суть предложений ОБСЕ, однако сомнительно, чтобы прорумынские националисты из министерства образования Молдовы и, тем более, ее руководства, пошли на отход от идей румынизма. Не откажутся они и от латинской графики в пользу кириллицы, на которой преподают молдавский язык в ПМР, равно как и от названия «румынский язык», используемого сориентированными на Бухарест силами вместо названия «молдавский». И уж никогда не согласятся власти Молдовы на признание молдаван отдельной нацией, отличной от румын.

Не означает ли это, что приднестровская сторона готова пойти на очередные уступки, сделать очередные «малые шаги»? Такие мысли рождаются, поскольку итоги очередного раунда переговоров вновь подводят не послы стран-гарантов – России и Украины, а глава миссии ОБСЕ в Молдове и специальный представитель действующего председателя ОБСЕ Дженнифер Браш.

Очевидно, что этот порядок абсолютно неправилен и от него следует отказаться, ибо Россия и Украина отсекаются от итоговой фазы каждой встречи. Несмотря на все это Нина Штански заявила, что «нынешний раунд приблизил всех участников переговоров к общему пониманию большинства существующих проблем».

В Приднестровье у общественности немало вопросов к своему руководству, деятельность которого (включая МИД) стала гораздо более закрытой, чем при экс-президенте Игоре Смирнове. Народ, в частности, очень желает знать, в чем заключается это самое «общее понимание» в условиях, когда на все предложения Тирасполя Кишинев говорит «нет».

Еще больше вопросов вызывают слова министра по европейским делам Ирландии Люсинды Крейтон, которая заявила в Дублине, что в приднестровском урегулировании удалось добиться «воодушевляющего прогресса». Поскольку в 2012 году Кишинев не уступил ничего, а получил многое, это, надо полагать, и есть «воодушевляющий прогресс». Но нужен ли он приднестровцам?

Нина Штански передала предложение об организации в ПМР гражданской авиации. Это больше напоминает прекраснодушный прожект, так как без санкции Кишинева, не имея общей границы с Россией, реализовать его практически невозможно. Молдова же в замен снова потребует от Приднестровья кардинальных уступок в самых различных областях. Проще говоря, очередных «малых шагов». Таким образом, практическая ценность этого предложения видится незначительной.

В то же время твердая политика Тирасполя в дошевчуковский период дает свои плоды. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, посетивший Кишинев во время переговоров в Дублине, заявил: «Приднестровская проблема очень важна. Но не стоит напрямую связывать эту проблему с европейской интеграцией». Тем самым руководящий еврочиновник признал: Запад, помогая Молдове, не в силах заставить 21 год стоявшую на своем ПМР, двигаться «в Европу через Румынию». Возможно, перед нами начало новой политики ЕС, исходящей из того, что Брюссель будет вплотную заниматься Молдовой, не требуя предварительного решения приднестровского вопроса.

Итак, от политики уступок надо избавляться официально, а из соответствующих соглашений (санкционирование «Третьего пакета» повестки дня переговоров, допуск таможенников РМ на территорию ПМР и т.д.) так же официально выходить. Но руководство ПМР спасает лицо и не желает признавать даже очевидные ошибки. Так, Нина Штански сказала 30 ноября: «Важно понимать, что в рамках тактики «малых шагов» были получены конкретные результаты, которые ощутили люди и экономические агенты. Их объем куда больше, нежели достигалось в предыдущие периоды за такой же срок».

Увы, это попытка скрыть несостоятельность проводимой Шевчуком и Штански внешней политики: люди и экономические агенты ощутили «наезды» Кишинева в самых различных сферах. Например, разместив своих таможенников в Бендерах и Рыбнице, Молдова получила больше возможностей отслеживать импорт, ввозимый в ПМР с Украины. Следствием этого стали задержки сырья для приднестровских предприятий, проводимые на территории Украины по требованию Кишинева.

Пока же Штански не раскрывает все дублинские договоренности приднестровцам, и те узнают о них из других источников. Так, на сайте МИД ПМР не сказано, что на переговорах, как сообщают СМИ, достигнута договоренность о создании молдавско-приднестровского форума гражданского общества и представителей масс-медиа. Кроме того, планируется и создание специальной платформы для взаимодействия в области защиты прав человека. А вот молдовский вице-премьер Евгений Карпов молчать об этом не стал. Напомним: ранее Кишинев отмечал, что создаваемый форум и сотрудничество СМИ должны быть направлены на «реинтеграцию восточных районов Молдовы в конституционное поле страны». Посему вопросы к госпоже Штански. Разделяет ли она этот подход? Почему на сайте МИД она не сообщила о данной договоренности и о позиции Тирасполя на сей счет?

Еще раз повторим: Дублин показал, что реальных компромиссов Кишинев заключать не желает. Учитывая это, от переговоров на политические темы с РМ Приднестровью следует отказаться. Премьер Молдовы Влад Филат сказал, принимая Жозе Мануэля Баррозу, что единственный путь Кишинева – евроинтеграция. Этот путь абсолютно не подходит Приднестровью. Говорить в сфере политики сторонам конфликта не о чем. Значит, Тирасполю при поддержке Москвы и Киева надо просто тянуть время.

«Все приходит к тому, кто умеет ждать».