Posted 17 декабря 2012,, 14:04

Published 17 декабря 2012,, 14:04

Modified 31 марта, 21:58

Updated 31 марта, 21:58

Неопределенность множит слухи

17 декабря 2012, 14:04
Иван Преображенский
Послание Владимира Путина породило массу новых домыслов в почти и так до предела конспирологическом общественно-политическом дискурсе. По мнению некоторых аналитиков, именно этот эффект и планировался.

Послание Владимира Путина парламенту породило массу новых домыслов, на что, по мнению некоторых специалистов, и было нацелено. И правящий класс, и оппозиция так и не получили отправной точки для действий. Теперь они ждут с нетерпением «большой пресс-конференции» главы государства, в надежде, что, выждав неделю, Путин, наконец, признается хотя бы в каких-то своих намерениях.

Между тем пиарщики также активно готовятся к пресс-конференции президента – им необходимо руками прессы «включить» в повестку дня свои темы, пусть глава государства эти темы ни разу даже не обдумывал. В итоге, конец года вместо определенности на год 2013 приносит пока лишь полную неопределенность и море взаимно противоречивых слухов.

Заявления Владимира Путин каждая группа в его окружении сразу же попыталась истолковать в свою пользу. В частности, пресса связала упоминание Дальнего Востока и его важнейшей роли во внешней политике России, а также произошедшую уже после оглашения послания отставку советника президента Сергея Ушакова.

Именно этот чиновник отвечал, в том числе за подготовку к саммиту АТЭС. Саммит давно прошел, но эхо от него будет идти, похоже, еще долго. Напомним, что нарушения при подготовке к этой международной встрече уже стали поводом для возбуждения уголовного дела, по которому задержан бывший замминистра регионального развития Роман Панов.

«Доброжелатели» отметили также, как мрачно молчал и не отвечал на вопросы журналистов министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев, когда он покидал Георгиевский зал Кремля, где Путин оглашал свое послание.

Увязав все это в один узел, слухмейкеры и без того активно предрекавшие Ишаеву сложное будущее (причем не как действующему министру, а как бывшему полпреду в Дальневосточном федеральном округе), теперь в один голос заголосили о его скорой отставке.

В то же время ненадолго затихли слухи об общей отставке правительства. Их, как утверждают некоторые СМИ, вполне могут стимулировать сложные отношения самого Дмитрия Медведева и его ближайшего окружения с «главным нефтяником» Игорем Сечиным.

Но сейчас, после успешного «присвоения» подконтрольными Сечину госструктурами нефтекампании ТНК-BP, а, главное, после того, как Владимир Путин взял паузу, очень туманно разъяснив в послании свои планы на ближайшее будущее, критики кабинета министров с «нефтяной» стороны, похоже, решили поостеречься и затаиться.

Поводов для критики правительства Медведева вполне хватит и в будущем, а вот попасть под горячую руку можно будет уже в ближайшее время. И попадут те, кто неверно угадает туманные сигналы президента.

Как вести себя дальше не понимает и оппозиция. Увеличившееся количество уголовных дел против ее представителей многие называют «пиаром Алексея Навального». И не исключено, что они вполне правы, хотя не всегда и сами понимают, в каком смысле.

Суть в том, что вполне достоверным выглядит слух о том, что новое дело против «популярного блогера» появилась для того, чтобы отвлечь общество и СМИ от другого уголовного дела – против Сергея Удальцова и некоторых его «соратников», в том числе, против Леонида Развозжаева.

Расследование истории «этапирования» Развозжаева на родину – вещь слишком скандальная, и властям, весьма возможно, хотелось бы про это забыть. Ну а Удальцов считается вполне достойным «посадки», поэтому, чем меньше будут про его уголовное дело вспоминать до момента задержания, тем лучше.

Дело, разумеется, не в том, что он работал на «демонического» Гиви Таргамадзе, пытавшегося подорвать самые основы российской государственности своими дьявольскими планами, транслировавшимися Удальцову через Skype во время протестных акций в Москве.

Суть в том, что сразу несколько источников «Росбалта» в кругах, близких к президентской администрации предполагают: Удальцов – это единственный из нынешних лидеров протестного движения, который может возглавить социальные протесты, начало которых прогнозируется на весну 2013 года.

О том, что протестов не избежать, уже неоднократно говорили многие аналитики, так что в этом мало кто сомневается. Но если эти протесты не будут иметь единого яркого лидера – они обречены оставаться разрозненными выступлениями в разных концах страны по разным «мелким» социальным темам и в масштабный политический протест перерасти у них шансов не будет.

Иное дело, если найдется тот, кто может говорить на одном языке с протестующими. В рядах нынешней оппозиции такой лидер всего один – Сергей Удальцов. Причем он, разумеется, один из самых радикальных оппозиционеров, что еще больше могло бы напрячь власть.

Настолько, что она и вправду могла бы пойти даже на возбуждение безумного, неправдоподобного уголовного дела против братьев Навальных только ради того, чтобы спокойно и без скандалов «упрятать» Удальцова подальше. По крайней мере, на время весенних протестов.

Ну а последняя глупа слухов – региональная. Как шепчутся чиновники «на местах», как раз по причине высокой вероятности указанных протестов, власти «технологично» ввели один единственный «единый день голосования», назначив его на второе воскресение сентября.

В этот день пройдут не только местные, но и региональные выборы. В частности, должны переизбираться некоторые губернаторы. А некоторые – не должны, но могут.

Например, ходят слухи, что не случайно началась активная кампания за досрочную отставку главу Удмуртии Александра Волкова, который должен оставить свой пост только в 2014 году.

Не менее активно ходят слухи и о карьерном будущем московского мэра Сергея Собянина. Как раз в сентябре назначенный и.о. губернатора Подмосковья Андрей Воробьев должен будет на выборах доказать, что может избраться главой региона. И поговаривают, что одновременно с ним логично было пойти на выборы и московскому градоначальнику.

Социология явно демонстрирует, что мешкать с переизбранием ему не стоит, а то нынешняя популярность может и упасть. Тем более, что и совмещать мэрские выборы с выборами в Мосгордуму, которые в прошлый раз были очень скандальными, также не стоит, хотя бы с имиджевой точки зрения.

Правда, сам Собянин, как говорят, колеблется. В конце концов, он же считается и весьма вероятным кандидатом на пост премьер-министра, в случае ухода Дмитрия Медведева. А переизбравшись, наверняка, такую возможность потеряет. А что тут лучше, синица в руках, тем более такая крупная, как Москва, или «Белый дом» в небе – с этим определиться не так просто.

Впрочем, Сергею Собянину весьма удобно выбирать между лучшим и просто хорошим. Сложнее тем губернаторам, которых в Кремле уже не видят на нынешних постах. Таких немного, но в их регионах уже началась борьба за власть – при живых-то руководителях.

Так, например, обстоят, по слухам, дела в Забайкальском крае, где шансы Равиля Гениатулина сохранить пост – минимальны.

Сложная история и в Ингушетии, а также в Хабаровском крае. Правда, пока идет именно лишь подготовка на уровне слухов. Настоящие боевые действия начнутся, вероятно, лишь к концу зимы, когда избиратель «отогреется».

Иван Преображенский