Posted 26 декабря 2012,, 11:10

Published 26 декабря 2012,, 11:10

Modified 31 марта, 21:49

Updated 31 марта, 21:49

Эксперты положительно оценили результаты работы Сердюкова

26 декабря 2012, 11:10

МОСКВА, 26 декабря. Главным итогом пяти лет пребывания Анатолия Сердюкова на посту министра обороны стал запуск военной реформы. Начатые им в армии преобразования должны быть продолжены, и обратной дороги нет, уверены военные эксперты «Независимой газеты».

Идея радикальной перестройки армии принадлежит президенту России Владимиру Путину. Качество отечественных вооруженных сил в условиях роста военной активности США давно уже не устраивало руководство страны. А скоротечный конфликт в Южной Осетии в 2008 году показал, что имеющиеся военные подразделения не обладают необходимой боевой эффективностью.

«В случае начала военных действий нас ждала участь армии Саддама Хусейна, не способной решать современные боевые задачи», – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Сердюков был выбран реализатором военной реформы главным образом потому, что не имел связей с генералитетом и не был скован никакими обязательствами перед ним. Благодаря своему чисто гражданскому прошлому новый министр был абсолютно свободен в кадровых решениях и мог обеспечить необходимый контроль, как за ходом военных преобразований, так и за финансовыми потоками, направляемыми в армию.

Назначив его главой Минобороны, Путин не ошибся. "При Сердюкове улучшилась ситуация с боевой подготовкой, с дисциплиной и дедовщиной, – констатирует замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Была создана новая, более эффективная система управления вооруженными силами".

По мнению экспертов, начатая министром реформа не имела аналогов в истории советской или российской армий. Чтобы научить вооруженные силы быстро и эффективно реагировать на действия противника, вести современную высокомобильную войну, пришлось прибегнуть к структурным изменениям. Например, ввести трехзвенную систему управления, значительно сократившую время прохождения команд от штабов к воинским частям.

Интересным решением стало привлечение гражданских коммерческих структур к обслуживанию военных. Так называемый аутсорсинг позволил освободить солдат от посторонних задач и сосредоточиться, собственно, только на военной подготовке и владении оружием.

«Аутсорсинг безальтернативен, – одобряет это решение главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – В мирное время солдат при годичном сроке службы должен полностью быть освобожден от любых непрофильных работ. Уже не говоря о том, что он не должен строить генеральские дачи, как это было принято раньше».

Затронули реформы и военно-промышленный комплекс. Раньше оборонные предприятия буквально диктовали свои условия Минобороне, отмечает Александр Храмчихин. Сердюков же не останавливался перед приобретением военных систем иностранного производства. «Правда, эти контракты носили не глобальный характер, – отмечает Игорь Коротченко. – По французским вертолетоносцам «Мистраль» это было политическое решение».

Также политическим было и решение о покупке беспилотных летательных аппаратов в Израиле – на тот момент российская промышленность была не в состоянии создать беспилотник с требуемыми характеристиками. В результате жесткая позиция министра обеспечила ему множество недовольных, как в ВПК, так и среди кадровых военных. Последние обиделись на министра за резкое сокращение чиновников – только штат центрального аппарата армии он уменьшил с 53 тыс. до 5 тыс. человек.

Результаты работы Анатолия Сердюкова высоко оценило руководство страны. Даже после его отставки президент Владимир Путин заявил, что претензий к экс-министру нет, а «в реформах он двигался в правильном направлении». Будут ли они продолжены дальше?

Вновь назначенный министром обороны Сергей Шойгу однозначно будет продолжать начатые Сердюковым преобразования, уверен Игорь Коротченко. Альтернативы им просто не существует, возрождать прежние дивизии и возвращаться в прошлое невозможно. Согласна с ним и профессор Академии военных наук Наталья Ромашкина, заявившая «Независимой газете», что хотя новый глава Минобороны уже провел несколько корректировок прежних решений, «Шойгу придется продолжать реформу армии».