Posted 27 декабря 2012, 08:50

Published 27 декабря 2012, 08:50

Modified 31 марта, 21:48

Updated 31 марта, 21:48

Бабурину меняют профессию

27 декабря 2012, 08:50
Алла Ярошинская
Даже беглый обзор внутриполитической жизни России последнего времени наводит на мысль о том, что в стране по сути уже идет гражданская война. Кого и с кем? Власть предержащих с новыми инакомыслящими. Очередное поле сражения – РГТЭУ.

Даже беглый обзор внутриполитической жизни России последнего времени наводит на мысль о том, что в стране по сути уже идет гражданская война. Кого и с кем? Власть предержащих с новыми инакомыслящими. Людьми, которые не хотят жить по понятийным лекалам коррумпированной элиты, продолжающей грабить страну и устаивающей позорные разборки в лондонских судах.

От многолетней самозабвенной борьбы с политическими трупами и маргиналами образца лимоновых-немцовых власть перешла к несогласным новой генерации. Сначала загребали пачками «болотных» (и продолжают это делать больше чем полгода спустя, видимо, по мере просмотра отснятых операми километров «кино» и идентификации лиц). Потом вдогонку, чтобы перед лицом общественности оправдать посадки и многомесячные содержания в СИЗО диссидентов времен «управляемой демократии» и неадекватные «преступлениям» преследования, стали наполнять их жизнь «фактами». Ведь все федеральные теле- и радиоканалы, многие журналисты давно и удобно устроились у Кремля «в кармане».

А на днях власть, наконец, нашла самых больших преступников в стране (видимо, после глупых пусек). Ими оказались, - ну кто бы мог подумать! - братья Навальные. А возможно, и их немолодые уже пенсионеры-родители с маленькой подмосковной фабрикой по производству дачной мебели из лозы: у них тоже на всякий случай спецы провели обыски. Против самого главного «преступника» Алексея Навального возбудили уже четвертое уголовное дело. Похоже, дела плодятся по мере того, как сам юрист и оппозиционер Навальный добавляет на своих сайтах документы о распиле чиновниками бюджетных денег.

Мне вся эта позорная возня власти с внутренним «противником» в лице несогласных россиян напомнила приснопамятную борьбу советских властей с инакомыслием времен позднего Брежнева. Как тогда, так и сейчас, в ход идет все. В моем случае, например, тогдашний обком компартии, чтобы досадить мне, а заодно и показать обществу глубину моего идеологического падения, проверял на чистоту помыслов всех моих родственников. Не только живых, но даже и мертвых. Разницу в методах героической борьбы тогда и сейчас заметить трудно – изменилась только риторика. Тогда власть прикрывалась идеологической девственностью, на которую покушались инакомыслящие, а сейчас – заботой о демократии, безопасности и борьбой с коррупцией.

Но самое занимательное во всем этом примитивном политическом цирке заключается в том, что власть, судя по ее поведению и обращению с нами, самоуверенно думает, что мы все, конечно же, верим кремлевским сказочникам и их трубадурам. Что мы точно так и думаем: главная у нас проблема с безопасностью – митинговая деятельность «левого» Удальцова, а не, например, почти ежедневные убийства простых граждан на Кавказе, где, по словам местных жителей, «идет настоящая гражданская война, которую в центре камуфлируют под борьбу с одиночками-боевиками». И если арестовать и посадить Удальцова (который публично высказывается в том духе, что следует поменять власть олигархии на власть народа), то все угрозы национальной безопасности враз отступят. Такой кремлевский подход к диалогу с народом, судя по коммунистическому опыту, давно доказал свою контрпродуктивность. Однако грабли, как тоже показывала наша история уже не раз, - любимый инструмент в Кремле.

Примечательно, когда журналисты на одной из многочисленных встреч с премьер-министром Дмитрием Медведевым спросили у него, почему молодых ребят с Болотной держат месяцами в СИЗО, как опасных преступников, а подозреваемых в хищениях миллиардов рублей из российского бюджета красоток экс-министра Сердюкова – в царских апартаментах с горничными, то глава правительства как-то вовсе невнятно ответствовал, мол, ну если они («болотные») ничего такого не совершали, то и не должны сидеть в СИЗО. Не должны? А ведь сидят.

Такую же несвойственную для него житейскую неосведомленность в отношении посаженного сонма «болотных» на своей последней пресс-конференции высказывал и президент Владимир Путин. И даже в сердцах пожурил неблагодарного журналиста, когда тот также сравнил неадекватные преследования «болотных» с особым домашним комфортом отбывающей временное задержание сердюковской пассии, которой инкриминируются миллиардные хищения. Когда слышишь адвокатские речи на таком уровне (Сердюков, бедняга, выходит, ни сном ни духом не знал, что творят его друзья-товарищи, которых сам перетащил из налоговой в Минобороны), то невольно закрадывается мысль, что власть считает своих подданных за ничего не соображающих идиотов.

И вот – новый виток борьбы с неудобными и несогласными. В этот раз он совпал с «концом света»: 21 декабря он все-таки наступил. Но не для всех, а для ректора, преподавателей и студентов в отдельно взятом учебном заведении – Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ). Именно в этот день министр образования Дмитрий Ливанов издал приказ, которым повелевает провести реорганизацию этого вуза путем слияния его с другим – Российским экономическим университетом (РЭУ) имени Плеханова. Другими словами – ликвидацию. Причина – вуз неэффективный. Мол, мониторинг показал, что его показатели не отвечают критериям, которых требует федеральный образовательный стандарт. На экстренном собрании преподавателей, которое прошло вслед за информацией о «реорганизации» РГТЭУ, его ректор Сергей Бабурин, один из немногих на такой должности не член «Единой России», известный своей оппозиционностью, ответил на обвинения жестко: «Господин Ливанов лжец, и для меня такого министра образования не существует». Похоже, власть нашла еще один способ, как эффективно избавляться от оппонентов.

Вот передо мной сравнительная таблица мониторинга – показатели РГТЭУ и РЭУ, обнародованные на сайте торгово-экономического университета. Например, научные исследования в РГТЭУ ведутся по 322 научным школам и самостоятельным научным направлениям в рамках 14 отраслей науки, а в РЭУ - по 14 научным школам в 6 научных отраслях. Что касается численности работников, докторантов и аспирантов, участвовавших в выполнении научных исследований и разработок в 2011 году, то в процентном отношении их больше тоже в РГТЭУ.

Или вот – «выставки студенческих работ, организованные РГТЭУ - 106, включая 83 -международные, всероссийские и региональные». У «плешки», соответственно, 19 и 16. Научных публикаций - 2314 и 826. Медали, дипломы, грамоты, премии, полученные на конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу и на выставках, - 685 и 62. Патенты России и зарубежные – 18 и 3 в РГТЭУ и ни одного - в Плехановке.

Однако, что касается государственного денежного обеспечения, то РЭУ здесь идет впереди. «Мы государственное высшее учебное заведение, но нам приходится зарабатывать самим 80% средств на свое существование. А, например, Высшая школы экономики обеспечивает сама себя всего на 30%, остальное финансирует государство», - говорит опальный ректор РГТЭУ Сергей Бабурин. Плата за обучение, замечу, ниже в торгово-экономическом, присоединяемом, чем у коллег в Плехановке.

Так что, судя по всему, дело здесь вовсе не в мониторинге и эффективности. Оба эти вуза – дружественные, между ними никогда не было антагонизма. И РГТЭУ и РЭУ – старейшие учебные заведения, корнями уходящие не только в другой век, но даже и в другой социально-экономический строй - монархию российской империи и советско-коммунистический СССР. Причина, похоже, в другом – слишком уж независимая и выбивающаяся из стройных рядов всеобщего «одобрямса» фигура ректора РГТЭУ, доктора юридических наук профессора Сергея Бабурина. В прошлом - лидера общественно-политического движения «Российский общенародный союз», позднее - «Народной воли» и «Народного союза». Депутата-оппозиционера и вице-спикера Государственной Думы нескольких созывов, защитника Верховного Совета в расстрельном 1993 году (Бабурин находился внутри осажденного Белого дома).

Год назад состоялся съезд политической партии «Российский Общенародный Союз», который избрал его своим лидером. Партия стала активно обновлять региональные отделения. Особенно – в Сибири. Видимо, в Кремле хорошо понимают, что на будущих выборах Бабурин и его партия (особенно в условиях падения авторитета власти и превращения «Единой России» в подобие КПСС олигархического издания), становятся одними из опасных оппонентов. Бабурин – это не Удальцов, а уж тем более – не Ксения Собчак. Это – орешек куда как крепче. Не поэтому ли власть и решила пораньше «расколоть» его, изобретая попутно все новые методы борьбы с неугодными?

По мнению самого Сергея Бабурина, высказанном мне в телефонном разговоре из больницы, «здесь совпало два интереса: стремление избавиться от оппонента «справа» и «слева» – поэтому Российский государственный гуманитарный университет (либералы) и мы (патриоты) оказались в «черном» списке. (РГГУ на фоне истории с РГТЭУ пока «оптимизируют». - А.Я.) Второй интерес соединяет приятное с полезным: обыкновенный рэкет, захват наших зданий по Москве и по стране».

Оказалось, что это – большой и очень сладкий кусок. У РГТЭУ – 26 филиалов по всей Федерации, 400 зданий. Только в одной Москве – девять учебных корпусов в самых престижных и дорогих местах – на Воробьевых горах, на Красной Пресне и т.д. Такое богатство, а все еще не прихвачено.

«На самом деле, - говорит Сергей Бабурин, - проведение мониторинга работы российских вузов было направлено на выявление сильных и слабых сторон каждого из них. Однако господин Ливанов с компанией решили использовать его в качестве инструмента для уничтожения нашего учебного заведения. Но наши преподаватели и студенты не стали пугливо молчать».

Известно, что студенты и преподаватели, отстаивая свой вуз, объявили забастовку еще в середине декабря, взорвав информационное поле страны. Остановить ее согласились только после обещания, что с ними для выяснения позиций встретиться сам министр образования Ливанов. Однако 21 декабря, аккурат в день «конца света», вместо министра в здании РГТЭУ в Интернете появился приказ о реорганизации вуза и его слиянии с РЭУ. Этот обман вызвал вторую волну бурного протеста – студенты снова вышли на забастовку, а несколько преподавателей объявили голодовку.

Бабурин написал открытое письмо президенту Путину с просьбой разобраться в ситуации вокруг вуза. Ответом на письмо и гроздья народного гнева стал новый приказ министра Ливанова – освободить ректора РГТЭУ Бабурина от занимаемой должности. Несмотря даже на то, что сам ректор уже к тому времени оказался на больничной койке и увольнять его до выписки нельзя по закону. Впрочем, когда в России чиновник выполнял закон? Так, обезглавив мятежный вуз, власть, видимо, полагает убить сразу всех зайцев: снять протестную студенческую и преподавательскую волну, удалить оппонента, а чиновники помельче - получить тысячи квадратных метров благоустроенных помещений. (По вопросу, что с ними делать, полезную консультацию может дать ни в чем не повинный экс-министр обороны Сердюков.).

Загнанный на больничную койку Сергей Бабурин ничего не говорил мне о своих личных политических планах. Но и слепому уже ясно: опрометчиво «убивая» Бабурина-ректора, Кремль породил для себя Бабурина-оппозиционера.

Алла Ярошинская