Posted 18 февраля 2013,, 15:34

Published 18 февраля 2013,, 15:34

Modified 31 марта, 20:49

Updated 31 марта, 20:49

Правозащитные мутации

18 февраля 2013, 15:34
Владимир Путин провел очередную реформу Совета по правам человека при президенте РФ. Теперь его будут возглавлять сразу три сопредседателя. Уже звучат опасения, что это решение принято с целью сделать этот орган более лояльным.

Владимир Путин подписал указ, вносящий изменения в регламент, регулирующий структуру, а с ней, в какой-то мере, и деятельность Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ (СПЧ).

Новшества предполагают создание более узкого президиума, который пока еще неизвестно как будет формироваться. То ли он будет состоять из глав комиссий Совета, то ли еще как. Кроме этого президентский указ также вводит институт трех сопредседателей СПЧ. Напомним, что до сих пор Совет возглавлял один председатель — советник президента РФ Михаил Федотов.

Путин и до этого предпринимал меры по видоизменению структуры и состава Совета по правам человека. В частности, он увеличил численность его членов и ввел туда представителей прокремлевских молодежных организаций, а также некоторых госструктур, вроде Центризбиркома.

Мнения самих членов СПЧ по поводу его реформирования, разделились. Одни поддерживают изменения, другие возражают или предлагают свои варианты реформы, как, скажем, глава комиссии по исторической памяти СПЧ политолог Сергей Караганов, который, по сообщению «Коммерсанта», вместо создания президиума, предлагает увеличить аппарат Совета.

Другие, как, например, телеведущий Леонид Парфенов и президент Конфедерации труда России Борис Кравченко, в разговоре с корреспондентом «Росбалта» комментировать президентские новации отказались.

О введении института сопредседателей СПЧ говорилось уже достаточно давно, и вот теперь Путин, наконец, реализовал свою идею.

Политолог Дмитрий Орешкин, высказал корреспонденту «Росбалта» предположение, что, помимо Федотова, который, скорее всего, сохранит свой пост, еще одним сопредседателем станет человек близкий к Кремлю, а другое место займет правозащитник из числа либералов.

Член СПЧ и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов не видит ничего страшного в этих изменениях. Больше того, считает он, график председателя президентского совета сейчас весьма плотный, много поездок, так что введение положения о сопредседательстве только поможет членам этой общественной организации справляться со своими обязанностями.

Орешкин в оценке реформы СПЧ, проводимой сейчас Путиным, более пессимистичен. По его мнению, эта реформа необходима для того, чтобы сделать этот орган более лояльным по отношению к кремлевской администрации.

Изменения в составе совета и его структуре необходимы для того, чтобы «сдерживать довольно жесткую правозащитную позицию СПЧ», - считает Орешкин.

Для того, чтобы сделать СПЧ более лояльным, в его состав «с помощью разных манипуляций (и не только) ввели людей, которые представляют интересы администрации президента, например, членов ЦИКа и прокремлевских молодежных организаций», - отметил Орешкин.

«После того, как состав совета увеличился, снизилась его мобильность и эффективность, он стал советом лишь отчасти по правам /человека/, а отчасти по интересам», - сказал политолог.

Президент может сам решать, что ему делать с Советом по правам человека, потому что это консультативный орган при нем самом, считает Кабанов, комментируя критику реформы СПЧ со стороны некоторых правозащитников и СМИ.

По его убеждению, «никакой реформы СПЧ вообще нет, есть некоторые изменения в регламент.

По словам Кабанова, эти изменения, кроме прочего, направлены и на то, чтобы повысить управляемость этого органа.

«Это президентский совет и президент может делать все, что угодно. Я не вижу повода для активного пикирования друг с другом. Если люди пришли в него пикироваться, то, наверное, это нужно делать не в рамках СПЧ», - заметил Кабанов.

«Мы уже три месяца не можем принять порядок инспектирования детских домов, а на обсуждение регламента совета и другой бюрократической ерунды времени хватает», - заявил Кабанов.

«У нас в СПЧ произошла некоторая мутация сознания, все стали считать, что совет принадлежит его членам. А это консультативный орган президента», - напомнил правозащитник.

Александр Желенин