Posted 28 февраля 2013,, 12:44

Published 28 февраля 2013,, 12:44

Modified 31 марта, 20:35

Updated 31 марта, 20:35

Кибер-источник знаний

28 февраля 2013, 12:44
В ряде столичных школ стартует апробация электронных учебников. О том, в каком формате будет проходить эта работа, рассказал директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Осин.

В ряде столичных школ стартует апробация электронных учебников. О том, в каком формате будет проходить эта работа, готовы ли к ней учителя и когда москвичам ждать полной замены бумажных учебников электронными, «Росбалту» рассказал директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Осин.

К тестированию современных мультимедийных учебников приступают в шестидесяти столичных школах. Всего 11 электронных пособий: русский язык (5-9 классы), литература (5 класс), история России (7-8 классы), математика (5 класс), алгебра и геометрия (7-9 классы), физика и химия (9 класс), биология (7 классы), изобразительное искусство и музыка, отобранных в ходе грантового конкурса департамента образования.

«На прошлой неделе в школах появились два первых учебника, которые есть в Интернете. Сейчас остальные девять, которые записаны на дисках, начали раздавать в отдельных школах», - рассказал Осин.

По его словам, пока педагоги и ученики только знакомятся с новыми школьными пособиями. «Московский центр технологической модернизации образования, который я возглавляю, будет на первых этапах собирать учителей очно, показывать, рассказывать, как правильно работать с учебниками. Каждую неделю для педагогов будут проходить вебинары, чтобы они могли обменяться своими соображениями. Кроме того, если у школьников или предметников возникнут проблемы при пользовании электронным учебником, они могут позвонить по телефонам горячей линии и спросить, почему что-то не работает и как настроить», - пояснил собеседник агентства. При этом он уверен, что в 90% случаев за помощью будут обращаться именно педагоги - современные дети для этого слишком хорошо разбираются в компьютерах.

Представитель ведомства обратил внимание, что в основном дети будут работать с учебниками дома, поэтому иметь в наличии ноутбук или планшет, чтобы носить его в школу, будет совсем не обязательно. «Если мы будем ждать, пока у каждого ребенка появится планшет, мы никогда не догоним остальной мир. Преимущество этих учебников в том, что они кроссплатформенные и работать с ними можно начать на любом устройстве уже сегодня», - подчеркнул собеседник агентства.

Словом, если раньше речь шла о том, что электронные учебники избавят школьников от необходимости носить с собой неподъемные портфели со стопкой учебников, то сейчас, очевидно, эта тема слегка подзабыта. Кроме того, Осин заметил, что ни о какой разработке «школьных ридеров», на которых можно будет воспроизводить учебный контент, речи сейчас не идет. Более того, электронный учебник с его инновационными качествами на ридере воспроизвести невозможно - у него просто не хватит «мозгов», отметил чиновник. Так, учебник весит 1,3 Гб, при этом текст занимает лишь 5%, остальное – мультимедийный контент.

К примеру, учебник по истории России позволяет школьникам, не выходя из дома, совершить экскурсию в Кремль, посетить палату бояр Романовых, и даже познакомиться с оцифрованными историческими документами. С помощью электронного пособия по изобразительному искусству можно будет «сходить» в Третьяковку, «погулять» по залу Иванова, детально рассмотреть его знаменитое полотно «Явление Христа народу», послушать лекцию экскурсовода, вместо того, чтобы знакомиться с картиной по текстовому описанию. Кроме того. В некоторых учебниках, например, по литературе, есть возможность самоконтроля, то есть после ознакомления с материалом школьник сам может проверить, все ли он правильно понял.

В начале работы учитель, безусловно, покажет, что представляет собой новое мультимедийное пособие, а в дальнейшем сможет на интерактивной доске демонстрировать в ходе уроков отдельные его фрагменты для обсуждения в классе. «Если учитель когда-то - я уверен, что это будет уже не в рамках апробации - придумает интересный урок, на котором школьники сами должны будут работать с учебником, его вполне можно будет провести в компьютерном классе», - добавил собеседник агентства.

В остальном же заниматься с учебниками школьники будут дома, выполняя домашние задания. «На уроке должен царить учитель. Учебник же был придуман для самостоятельной деятельности», - подчеркнул Осин. Правда, зачем тогда дети ежедневно носят в школу по пять-шесть учебников – не понятно.

Позаботились чиновники и о тех учениках, у которых дома нет компьютера, интернета или попросту отключили свет. Такие «отмазки» теперь будут не актуальны, потому что в школах есть компьютерные классы бесплатного доступа, где ребята смогут выполнять домашние задания после уроков.

Правда, кто и каким образом будет их проверять, в департаменте образования пока не определились. Если речь идет о том, чтобы ознакомиться с параграфом, здесь все достаточно просто – учитель спросил на уроке, и сразу стало ясно, готовился ученик или нет. Но некоторые из учебников «следят» за выполнением домашнего задания и фиксируют, открывал ли школьник задание вообще, сколько ошибок сделал в процессе самоконтроля, правильно ли выполнил лабораторную. Такая информация будет поступать к учителю либо посредством Интернета, либо на флешке, рассказал Осин. Однако когда и как эта система будет работать на практике, тоже вопрос открытый. Отладить весь процесс – в этом и есть смысл апробации, подчеркнул собеседник агентства.

По окончанию пробного периода ученики, педагоги и родители должны будут заполнить специальные опросные листы. Затем специалисты департамента образования обобщат данные, передадут их разработчикам и порекомендуют устранить недочеты. «Если производители этого не сделают, учебник просто не купят», - полагает глава ИАЦ.

Предполагается, что уже к новому учебному году доработанные с учетом замечаний пособия будут выведены на рынок. Со временем, по мнению Осина, они вытеснят своего бумажного брата, однако говорить об этом пока рано. «Чтобы создать эквивалент того, что сегодня существует в полиграфии, нужно, по меньшей мере, 300 учебников. Сейчас разработано только 11. Чтобы создать остальные, разработчикам потребуется примерно пять лет», - пояснил собеседник агентства. Планирует ли город и дальше выделять гранты на разработку учебников, пока неизвестно.

При этом процесс полного перехода от бумажных учебников к электронным, по словам Осина, должен проходить естественным путем без какого-либо насилия. Возможно ли это? Как будет решаться вопрос, если у 20 человек из класса электронные учебники есть, а у пяти – нет? Одни будут заниматься по мультимедийным пособиям, другие – по бумажным? Как, собственно, домашние задания давать при таком раскладе?

Чиновник согласился, что такие проблемы, безусловно, будут возникать, но какого-то конкретного алгоритма их решения ведомство пока не предлагает. В одной школе могут принять решение о том, что пока все дети не обзаведутся электронными учебниками, задания по ним давать не будут, и школьники смогут использовать их только в качестве дополнительного источника знаний. В другой школе этот вопрос могут решить как-то иначе, отметил собеседник агентства. «В любом случае, школы будут искать разумные, психологически выверенные решения», - заверил Александр Осин.

Анна Семенец