Posted 14 марта 2013,, 12:42

Published 14 марта 2013,, 12:42

Modified 31 марта, 20:19

Updated 31 марта, 20:19

Бедный среди равных

14 марта 2013, 12:42
От нового Папы Римского, принявшего имя Франциск, ждут не крутых реформ, а мягкой переориентации Ватикана с Европы на более религиозные страны «третьего мира». При этом католическая церковь будет все больше заниматься благотворительностью, а не политикой.

Конклав выбрал нового главу католической церкви. Большинство кардиналов поддержали аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо, сына итальянского эмигранта и члена ордена иезуитов. Новый папа римский взошел на престол святого Петра под именем Франциска. Но что это обещает римско-католической церкви: серьезные реформы или застой?

Необходимо напомнить, что Папа Римский выступает как бы в двух ролях: главы католической церкви и руководителя государства Ватикан. Он одновременно духовный лидер и политик. К сожалению, эти две «ипостаси» часто смешивают, что отчасти логично, ведь речь идет об одном и том же человеке. Но все же правильнее было бы их разделять, как разделяют обычно духовное и мирское.

Итак, если рассматривать нового понтифика в качестве политика, Франциск, скорее всего, будет выступать как весьма осторожный игрок. Его предыдущая деятельность свидетельствует о том, что он весьма договороспособный организатор и руководитель. Новый папа умудрялся состоять с 22 лет членом ордена иезуитов, но выстраивать неплохие отношения с их оппонентами внутри римско-католической церкви. Он не поддерживал публично аргентинский «авторитарный» режим в период правления диктатуры, главу которого Рейнальдо Биньоле на днях как раз приговорили к пожизненному заключению, но и не конфликтовал с ним публично.

В отличие, правда, от современного аргентинского правящего режима, с которым уХорхе Марио Бергольо отношения весьма сложные. Его осуждают как за соглашательство с «военной хунтой», правившей с 1976 по 1983 год, так и за слишком консервативную позицию сегодня. В частности, в бытность свою епископом Буэнос-Айреса, нынешний Папа резко осуждал аборты, однополые браки, рукоположение в священники некоторыми протестанскими церквями геев и женщин, хоть и оговаривался, что собственно геев преследовать не следует.

Таким образом, в политике, в том числе и внутренней церковной, новый глава римско-католической церкви представляет собой как бы «золотую середину» между ультра-консерваторами и радикальными реформистами. То же самое и в «духовной» сфере.

Причем в попавших в прессу анонимных записках кардинала, участвовавшего в предыдущих выборах папы, утверждается, что по этой причине именно Бергольо был главным конкурентом Йозефа Ратцингера (ставшего Бенедиктом XVI) в 2005 году.

Теперь же, когда епископ Буэнос-Айреса все же возглавил римско-католическую церковь, его политическая и духовная умеренность вызывают у многих наблюдателей предположение, что никаких серьезных реформ новый Папа проводить не будет. Минимум перемен, консервация существующей ситуации и постепенная переориентация «святого престола» с Европы, где католичеству, по словам многих священников, пора возобновлять полноценную миссионерскую деятельность, на более религиозные Африку и Латинскую Америку. Именно этого ждет большинство светских наблюдателей от Папы Франциска.

Однако не исключено, что они серьезно заблуждаются, смешивая нового главу католической церкви как политика и его же, в качестве религиозного деятеля. Весьма показательно уже то, что сын бедного итальянского эмигранта Хорхе Марио Бергольо назвался Франциском – вероятнее всего, в честь святого покровителя бедных Франциска Ассизского.

Новый Папа и без того известен тем, что на родине, в Буэнос-Айресе, он сам готовит себе еду, живет в квартире, а не во дворце и пользуется общественным транспортом, а церкви с удовольствием предоставляет для благотворительных мероприятий, включая и совершенно светские.

Теперь же нет сомнений в том, что избранием имени «святого-бедняка» Франциск заявляет программу своего предстоящего понтификата. Как написал в своем блоге известный православный миссионер, протодиакон Андрей Кураев, «избранное им имя обещает огромные потрясения для католической Церкви - понуждение ее к преобразованию в Церковь бедных, а не в Церковь солидных господ».

Иначе говоря, речь может пойти о «возвращении к корням», о меньшем внимании к «политической» роли католической церкви в обмен на повышение ее роли как «главного благотворителя». В конце концов, это один из возможных, если не единственный путь, для возвращения католицизму былого авторитета и доверия со стороны паствы, в том числе и в Европе.

Иван Преображенский