Posted 26 марта 2013,, 11:09

Published 26 марта 2013,, 11:09

Modified 31 марта, 20:05

Updated 31 марта, 20:05

Ближе к жизни, товарищи режиссеры!

26 марта 2013, 11:09
Огламуренная британская «Анна Каренина» - не самое большое издевательство над русской классикой. Кино отечественного производства в этом смысле куда креативней.

Огламуренная британская «Анна Каренина» - не самое большое издевательство над русской классикой. Кино отечественного производства в этом смысле куда креативней.

На 2013 год запланирована премьера фильма режиссеров Александра Вартанова и Кирилла Михановского по пушкинскому «Дубровскому». Режиссер перенес действие романа в наше время. Владимир из помещика превратился в столичного банкира и завсегдатая ночных клубов, а Маша – в студентку юрфака. Влюбленным молодым людям предстоит пережить все последствия ссоры их влиятельных отцов.

Идея кинематографической перелицовки Пушкина не нова - в 2009 году Федор Бондарчук заявил о том, что собирается спродюсировать оригинальное кинопрочтение «Евгения Онегина», в котором Онегин — успешный бизнесмен, а Ленский - музыкант. Правда, с тех пор дата выхода картины постоянно переносится. Сейчас создатели называют 2014 год. Пристрастие Бондарчука к экспериментам известно еще с его роли князя Мышкина в картине «Даун Хаус» (2001, Роман Качанов), где действие романа Достоевского «Идиот» адаптировано под реалии 1990-х годов.

Навязчивое стремление российских режиссеров к «осовремениванию» классических произведений вызывает не самые положительные эмоции. Не удивлюсь, если фильм по мотивам пушкинского романа в стихах будет называться «Что творит Онегин?» - по аналогии с недавней комедийной премьерой «Что творят мужчины?». На мой взгляд, изобилие низкосортного кинопродукта начинает приедаться даже заядлым любителям такового. Что уж говорить о профессиональном сообществе, а также о людях, которые предпочитают кино интеллектуальное!

В складывающейся ситуации никакой законопроект «О кинематографии» уже не спасет. Даже если в России вообще запретят показ иностранных фильмов (а не просто введут квоту на прокат), результат будет один: мы просто захлебнемся в нечистотах актуального российского кинопроката.

Но вернемся к кино-Пушкину. Когда я прочитала краткие описания сюжетов двух «пушкинских» историй, сразу вспомнила об одной из самых громких премьер 2012 года – картине «Духless» Романа Прыгунова, снятой по одноименному роману журналиста и публициста Сергея Минаева. Видимо, кассовый и зрительский успех этого фильма (второе место по сборам в 2012 году) подогрел пересоздателей «Евгения Онегина» и «Дубровского». Комичность ситуации заключается даже в том, что Дубровского и Ленского играет один и тот же актер - Данила Козловский, он же исполнитель главной роли в «Духless».

Успех картины Прыгунова продемонстрировал, что зрителю нравятся истории становления до жути привлекательного антигероя на путь истинный. Однако «Духless» снят по роману, написанному в 2006 году, а не в XIX веке. Мне трудно представить, каким образом режиссеры собираются переносить в современную реальность ситуации, характерные для давно ушедшей эпохи. Например, дуэль Онегина и Ленского. Еще в 90-х подобное можно было показать в виде стрелки «реальных пацанов». А сейчас? В виде матерного флуда на интернет-форуме? Как-то не заводит… Или сцену порки покровских мужиков, которые рубили березы в поместье Дубровского. Как изобразить ее? Как налет ОМОНа на несогласованных пикетчиков? Вряд ли, впрочем, режиссеры используют эти ходы – как бы чего не вышло…

Вполне возможно, что кинематографисты просто откажутся от ключевых эпизодов произведений. Но тогда возникает главный вопрос: неужели раскрученные пушкинские «бренды» - лишь рекламный ход, который гарантированно привлечет зрителей на просмотр очередного видеофуфла?

А ведь можно было пойти куда более интересным и перспективным путем. Например, посмотреть список номинантов премии «Национальный бестселлер» или шорт-лист «Русского букера». И взять за основу фильма что-то более близкое к современности. Скажем, роман Александра Терехова «Немцы» - о выживании чиновника одной из столичных префектур - получил «нацбест» в прошлом году. Времена лужковщины-батуринщины (действие в книге захватывает этот период) остались в прошлом. А значит, кремлевское порицание за подобный эксперимент явно не грозит.

Кстати, сейчас Алексей Учитель заканчивает работу над картиной «Восьмерка», которая снимается по одноименному сборнику Захара Прилепина. Возможно, если зрители и критики примут фильм хорошо, в России появится мода экранизировать ныне здравствующих литераторов.

Настя Березина, студентка ВГИК