Posted 13 мая 2013, 21:00

Published 13 мая 2013, 21:00

Modified 31 марта, 19:14

Updated 31 марта, 19:14

Гастарбайтеры в России и США: сходства и различия

13 мая 2013, 21:00
Миграционные процессы в Калифорнии и Москве весьма схожи, однако отношение американцев к пришлой рабочей силе кардинально иное, по сравнению с тем, что можно видеть в российской столице.

Периодически появляющиеся в прессе рассуждения политологов о новом «великом переселении народов», требования введения визового режима с азиатскими республиками, непрекращающиеся стычки с кавказцами и футуристические шутки о «мечети Василия Блаженного» и «волнениях в русском квартале Москвы» – лишь немногие из проявлений крайнего накала страстей в российском обществе по поводу «нашествия с Юга».

Да простят меня за банальность, но «большое видится на расстоянии», и, оказавшись в США, я стал совершенно по-новому воспринимать массовую иммиграцию на мою родину из южных республик бывшего СССР.

Я живу в южной части Сан-Диего, и очень часто у меня появляется чувство, что в России я изучал «неправильный» иностранный язык. В магазинах этого, вроде бы, американского города покупатели говорят с продавцами исключительно на языке Сервантеса, да и телевизоры в местных офисах вещают на нем же.

Конечно же, в целом по Калифорнии, процент англоязычных белых несколько выше, чем в пограничном с Мексикой Сан-Диего, но и здесь они не составляют уже абсолютного большинства. Расовый состав штата таков: белых – 42 %, латиноамериканцев (здесь их выделяют в отдельную расу) - 37%, азиатов — 14% и черных — 7%.

Газеты Калифорнии бодро рапортуют, что в ближайшее время испаноязычные жители будут составлять в Калифорнии абсолютное большинство. Интересно, что американских журналистов отнюдь не раздражает это обстоятельство, и они смотрят на него лишь как на забавный курьез.

«Приток мигрантов из ближнего зарубежья – процесс неизбежный. В использовании дешевой рабсилы заинтересован целый ряд работодателей. К тому же москвичи не хотят и не будут подметать улицы. Их заменили таджики и узбеки”, – говоря о российских реалиях, утверждал в интервью «Росбалту» директор Института демографии Высшей школы экономики профессор Анатолий Вишневский.

Эта точка зрения прекрасно применима и к США. Отказ от мексиканских гастарбайтеров может привести к коллапсу экономики пограничных с Мексикой районов США. В том же Сан-Диего практически все чернорабочие - иностранцы. Если бы в Вашингтоне действительно хотели уменьшить поток мигрантов, то попросту бы стали штрафовать предпринимателей, дающих работу нелегалам. Но этого почти никогда не происходит.

Итак, миграционные процессы в Калифорнии и Москве очень похожи, однако отношение американцев к своим гастарбайтерам кардинально отличается от того, что можно видеть в российской столице. Все надписи в магазинах, ресторанах и других учреждениях дублируются на испанском. Учить испанский в Калифорнии и модно, и престижно, так как это помогает успешному бизнесу. Практически все дети в школах учат как иностранный именно этот язык. Более того, сегодня в калифорнийских общеобразовательных школах существуют классы, где в первые шесть лет обучения все предметы преподаются на испанском. Интересно, что большинство учеников в них — дети белых англоязычных родителей (трудно представить, чтобы россияне начали бы отдавать своих детей в узбекские или таджикские школы).

Значительная часть мексиканцев переходят границу нелегально. Хотя американские пограничники очень редко стреляют по нарушителям, нелегалы часто гибнут от обезвоживания или переохлаждения. Чтобы помочь «несчастным», жители пограничных районов оставляют рядом со своими домами канистры с водой. Есть и официально зарегистрированная организация «Ангелы границы», снабжающая нарушителей водой и пищей и оказывающая им необходимую медицинскую помощь.

«Американцы действительно гораздо более терпимы к мигрантам, чем мы», – сказал в беседе с корреспондентом «Росбалта» заведующий сектором изучения ксенофобии и предотвращения экстремизма Института социологии РАН Владимир Мукомель. Социолог убежден, что на Западе иммигрантов, возможно, и ругают «на кухне», но европеец или американец не допустит публичных расистских высказываний. «Нетерпимость россиян к приезжим объясняется тем, что массовая иммиграция в нашу страну началась относительно недавно», – считает Мукомель.

Однако нелюбовь россиян к мигрантам вызвана, как видно, и другими немаловажными обстоятельствами. Большинство иммигрантов в США не только не нарушают закон, но и стремятся следовать местному стилю жизни — так просто легче добиться успеха в американском обществе. В США, например, царит культ вежливости, и большинство иммигрантов следуют этому правилу. К тому же любое проявление хамства, а уж тем более приставание к женщине, не только крайне редки, но и считаются серьезным преступлением, на которое полиция отреагирует мгновенно и жестко.

Совсем другая ситуация в России. В российских условиях храбрость и опора на национальную диаспору часто оказывается решающим фактором успеха. Наиболее приспособленными к российскому обществу оказались выходцы с Кавказа. У горцев с малолетства воспитывают храбрость. Если человек проявляет трусость, то позор падает на весь его род. Поэтому смелость здесь проявляется на почти генетическом, подсознательном уровне. Другой сильнейшей чертой горцев является их солидарность. Так, например, выходец с Северного Кавказа, которого унизили в Москве, гарантировано будет отомщен членами его диаспоры.

Обвинять кавказцев в склонности к криминалу просто глупо, они лишь резонно считают, что «с волками жить - по волчьи выть». К тому же, как отмечает Владимир Мукомель, у каждой национальной группировки обязательно есть своя «русская крыша». Однако средний российский обыватель не вдается в эти тонкости – он просто видит, что имигранты часто смотрят на коренное население, как на людей второго сорта, и к тому же нередко отбирают у них доходный бизнес. Отметим также, что мигранты из Центральной Азии в России занимают приблизительно ту же социальную нишу, что мексиканцы в США, но обычный россиянин об этом не думает – для него все приезжие на одно лицо.

Американцы, привыкшие жить в обществе, где соблюдаются законы, а полиция не коррумпирована, просто не понимают особенности миграционных процессов в России. В местной прессе наше общество описывается как крайне ксенофобское и зараженное агрессивным национализмом. Это отчасти верно, но акценты в проблеме ставятся не всегда правильно. Так, например, в одной из американских газет журналист с иронией писал, что «гордых русских раздражает, что на рынках торгуют только приезжие с Юга». Репортеру и в голову не приходило, что славян, желающих работать на рынке, туда просто не пускают.

Кстати, большинство американских кавказцев вполне законопослушные граждане. Правда, в отличие от России, им редко удается добиться высокого социального положения. В Лос-Анжелесе, например, почти все таксисты – армяне. Работают они хорошо и честно. Им, например, и в голову не придет приставать к пассажирке или же даже возить клиента кругами – в США такие поступки слишком рискованны.

Игорь Ротарь, Сан-Диего