Posted 20 мая 2013,, 12:59

Published 20 мая 2013,, 12:59

Modified 31 марта, 19:06

Updated 31 марта, 19:06

Эксперт: Балабанова перехвалили СМИ

20 мая 2013, 12:59

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 мая. Неоднозначно оценивает творчество Алексея Балабанова руководитель клуба "Синематика" Леонид Цыткин. Как сообщил корреспонденту «Росбалта» эксперт, фигура кинорежиссера была сильно переоценена средствами массовой информации.

«Ужасно, когда человек умирает в 55 лет, особенно, когда примеряешь возраст на себя, он фактически мой ровесник. Но я не считаю Балабанова гением, о котором все сейчас пишут», - отметил Цыткин.

По словам эксперта, в искусстве существуют двойные критерии. Если взять «великое кино», например, фильмы «Золотого века Голливуда» 30-50-х годов или ленты «новых волн» 60-х годов французской, чешской, польской и английской школы, то на этом фоне поздний Балабанов был бы режиссером «третьего ряда».

Цыткин склонен разделять творческий путь Балабанова четко на два этапа. За серией интересных ранних работ, которая завершилась лентой «Про уродов и людей» и двумя «братьями», проследовал явный спад.

«Его сильно перехвалили СМИ. Это мешает человеку. Вспомните истерику в журнале «Сеанс» по поводу «Груза-200». Фильм назывался эпохальным произведением, но были видны провалы на уровне сценария. Мне кажется, это просто плохой фильм. Картина «Я тоже хочу» является повторением «Сталкера» и на идеологическом уровне, и в технических режиссерских решениях. Можно это назвать неопримитивизмом — благородной простотой, а можно просто сказать, что фильм совершенно пустой. В Петербурге всегда существует дикая истерика по поводу двух режиссеров — Сокурова и Балабанова. Считается, что все, чтобы они ни сделали, гениально, и второго мнения быть не может», - отметил Цыткин.

У Балабанова произошел перелом, свойственный многим российским художникам, которые не способны держать длительное время высокий уровень. При этом эксперт отмечает, что вполне возможно творчество Балабанова могло пережить и ренессанс. «Не надо говорить, что «Керель» - это логическое завершение Фассбиндера, а «Сало, или 120 дней Содома» - это логическое завершение пути Пазолини. Это был эпизод у художников, путь которых трагически прервался. Но при этом надо понимать, фильмы эти неравноценные», -считает Цыткин.

К заслугам Балабанова Цыткин относит тот факт, что Балабанов не повторялся в своем творчестве. Теоретически он мог снять и третьего, и четвертого, и пятого «Брата», но не стал этим заниматься. Он показал редкую для российского режиссера серьезного кино способность работать в разных стилях, в разных интонационных и стилистических регистрах.

Напомним, 18 мая от сердечного приступа скончался российский кинорежиссер Алексей Балабанов. Прощание состоится 21 мая в 12:00 в Князь-Владимирском соборе на улице Блохина. Похороны пройдут на Смоленском кладбище.

Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. В 1990 году получил диплом высших курсов сценаристов и режиссеров и перебрался в Петербург. Российскому зрителю Балабанов известен прежде всего по "саге о бандитах" "Брат". Последней картиной режиссера стала "Я тоже хочу" (2012), где он появился в роли самого себя.