Posted 23 мая 2013,, 11:06

Published 23 мая 2013,, 11:06

Modified 31 марта, 19:02

Updated 31 марта, 19:02

Кот Бегемот станет покемоном

23 мая 2013, 11:06
Ринат Тимеркаев снимает полнометражный мультфильм в жанре аниме по роману романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Этот эксперимент с классикой имеет все шансы на успех. И, возможно, режиссер даже заложит основы для появления российского аниме.

Голливудская кинокомпания приобрела права на экранизацию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Режиссером будет Скотт Стейндорфф. На главные роли планируется пригласить Анджелину Джоли и Джонни Деппа – но это еще не окончательно. В качестве кандидатов также рассматриваются Натали Портман и Брэдли Купер.

На данный момент уже существуют 2 зарубежные экранизации булгаковского романа: польский сериал Моцея Войтышко (1988 г.) и картина итальянского режиссера Александра Петровича (1972 г.) В России Владимир Бортко в 2005 г. снял фильм «Мастер и Маргарита», весьма близкий к оригиналу и даже облегчивший работу учителям литературы в 11 классе. Кроме того, еще в 1994 г. по роману был снят фильм Юрия Кара, вышедший на экраны лишь два года назад - судебные разбирательства между режиссером и продюсерской компанией сделали премьеру более чем долгожданной.

Теперь же, пока иностранные кинематографисты выбирают между Джоли и Портман, россияне вновь решили не отставать — и сделать на основании «Мастера и Маргариты»... полнометражный мультфильм. Информация о проекте появилась в начале 2011 г., и изначально завершить работу планировалось в 2012-м. Однако по сей день картина все еще находится в стадии съемки - только тизер выложен в Сеть.

Режиссер мультфильма Ринат Тимеркаев долгое время регулярно информировал потенциального зрителя о творческом процессе в своем блоге: выкладывал многочисленные эскизы персонажей, подробно рассказывал о непростом поиске образов. "Не знаю даже что делать, смеяться или плакать. Однако при всех проблемах работать над проектом безумно интересно. Надеюсь, бог ниспошлет нам бесконечное здоровье и финансирование, т.к. без божьей помощи тут никак не обойтись", - писал он.

Над проектом работает молодой коллектив. Как для Тимеркаева, так и для продюсеров Константина Барнукова и Эдуарда Абрамова, это дебютный полнометражный фильм.

Режиссер решил снять мультфильм в традициях мэтров японской анимации - он является давним поклонником работ Макото Синкая ("5 сантиметров в секунду", "За облаками").

Проект "Мастер и Маргарита" в стиле аниме вполне может стать универсальным.

С одной стороны, он возродит утраченный в отечественной киноиндустрии жанр мультфильма для взрослых, который в свое время был популярен, особенно в конце 1980-х годов. В ту пору режиссеры (Розалия Зельма, Галина Баринова, Алексей Шелманов и др.) снимали исключительно короткометражки. Это были работы с большой долей гротеска, имеющие явную сатирическую направленность. За основу брались литературные произведения – пьесы Владимира Маяковского, повести и рассказы Даниила Хармса, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина. Была и попытка снять мультфильм по роману Булгакова. Но эскизы художника-мультипликатора Сергея Алимова остались лишь рисунками и экспонатами выставок.

С другой стороны, мультфильм "Мастер и Маргарита" разнообразит "ассортимент" современной отечественной детской мультипликации, которая в последнее время тешит зрителей либо сезонными новинками, вроде предновогодней "Снежной Королевы", либо серийной продукцией в духе "Трех богатырей". В итоге сегодня бесспорные лидеры по "поставке" мультфильмов на отечественный кинорынок – все те же DreamWorks Animation и Disney, выходящие в прокат в России минимум раз в квартал.

Несмотря на то, что сюжет булгаковского романа далеко не детский, выбором жанра режиссер заранее определил свою аудиторию как максимально широкую. Во всяком случае, часть бюджета фильма точно окупят коллективные походы школьников на киносеансы. Тем более, что тизер представляет "Мастера и Маргариту" как картину, в которой захватывающие погони преобладают над философскими глубинами.

Однако судить о драматургии фильма и о качестве экранизации только по трейлеру, цель которого - привлечь как можно больше зрителей, разумеется, нельзя. Зато уже можно отметить некоторые художественные достоинства мультфильма.

Например, режиссеру удалось «освежить» пейзажи Москвы 1930-х годов. Образы советской столицы в последнее время часто используются не только в полнометражных фильмах, но и в сериалах российских кинематографистов, а потому уже сильно приелись отечественному зрителю. Тимеркаев же сумел показать Москву по-новому и даже придать мультфильму оттенок злободневности (в частности, уже в трейлере сделано несколько акцентов на столичные дороги).

Мультфильм Тимеркаева – это абсолютный эксперимент с классикой. Проект имеет высокие шансы на успех. Режиссер выбрал новый, оригинальный подход. Он взял любимое и хорошо знакомое россиянам произведение и решил интерпретировать его через жанр аниме, который, с одной стороны, уже довольно популярен в России, а с другой - еще не так хорошо известен массовому зрителю.

На первый взгляд, аниме неразрывно связано с элементами японской культуры и имеет массу особенностей, которые сложно представить в российском мультфильме. Например, четкую ориентацию на конкретную аудиторию (вплоть до социального статуса, профессии и пола). На сегодняшний день аниме - замкнутый сегмент культуры страны Восходящего Солнца.

Но именно это, на мой взгляд, дает Тимеркаеву шанс на то, чтобы, использовав зарубежный опыт, стать основателем нового жанра – российского аниме.

Настя Березина, студентка ВГИК