Posted 28 мая 2013,, 08:47

Published 28 мая 2013,, 08:47

Modified 31 марта, 18:58

Updated 31 марта, 18:58

Пархоменко: Законопроект об иностранных судах может развязать мировую "войну суверенитетов"

28 мая 2013, 08:47

МОСКВА, 28 мая. Журналист и политобозреватель Сергей Пархоменко написал в своем ЖЖ пост о законопроекте "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

"Это мы говорим про закон, встреченный еще при первых сообщениях о его проекте градом насмешливых комментариев и тут же окрещенный актом "О большой государственной постирочной Российской Федерации". Его еще обзывали законом "О всероссийском отмывании грязных денег средствами государственного бюджета Российской Федерации" или даже "О прикрытии мировой мафии решениями судов Российской Федерации", - пишет Пархоменко. Авторами данного документа выступили депутаты-единороссы Михаил Старшинов, Иршат Фахритдинов, а также сенатор, член "ЕР" Константин Цыбко.

"Когда законопроект только появился в Думе, о нем написал у себя в блоге депутат Дмитрий Гудков. Он же и затвитил ссылку. Получил изумленных ретвитов с десяток-другой. Потом, кажется, кратким статусом отозвался очень язвительно Кох. Саркастический, в последнее время, Павловский угрюмо написал, по-моему, тоже, что-то такое насчет того, как с помощью такого законопроекта нетрудно отмыть пару криминальных ярдов... Сколько-то там было перепостов, сколько-то комментариев. Впрочем, все это сожрал без следа и возможностей поиска ненасытный и замусоренный фейсбук: я, например, никаких следов этих записей сейчас уже не нашел. Горсточка еще была упоминаний чудо-законопроекта в прессе. Потом я минут двадцать что-то пытался втолковать про него, в свойственной мне нудной манере, на "Эхе Москвы", в очередной субботней "Сути событий". Да и улеглось", - напомнил журналист, добавив, что текст проекта, тем временем, внесен в Госдуму.

В пояснительной записке к законопроекту говорится: "В случаях вынесения иностранными судами решений о принудительном изъятии имущества российских граждан или организаций предусматривается выплата им компенсации, то есть возмещение убытков, понесенных ими по вине иностранного суда. Компенсация выплачивается за счет средств федерального бюджета. Но компенсацию в том размере, в котором она была выплачена российскому гражданину, пострадавшему от неправосудного решения иностранного суда, Российская Федерация может потребовать от иностранного государства (регрессное требование). Законопроектом предусмотрено, что если иностранное государство не выполняет требования российского суда о возврате суммы компенсации, имущество этого государства, находящееся на территории России, может быть изъято и передано в собственность Российской Федерации..."

Кроме того, в документе сказано: "Размер компенсации за нарушение права на рассмотрение дела компетентным судом Российской Федерации, как правило, равняется сумме потерь, которые российское лицо понесло или может понести вследствие принудительного исполнения судебного акта (стоимость утраченного имущества, суммы уплаченных санкций, неполученные доходы, иные убытки)".

Также отмечается, что "судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на рассмотрение дела компетентным судом Российской Федерации подлежит немедленному исполнению", и "компенсация за нарушение права на рассмотрение дела компетентным судом Российской Федерации присуждается за счет средств федерального бюджета".

"То есть вы поняли: "неполученные доходы" еще можно потребовать", - отмечает Пархоменко.

По его словам, люди, читая этот законопроект, начинают "весело фантазировать, как бы можно было поиграть с таким законом, если бы он и правда однажды был принят". "Они придумывают разные смешные истории про то, как российские мошенники смогли бы сами донести на себя швейцарскому правосудию, добиться ареста своих авуаров в цюрихских подвалах, а затем аккуратно материализовать утраченное прямо на счету "Сбербанка", переводом непосредственно из Госказначейства, и скорей-скорей поехать в тот же самый Цюрих, чтоб с удовольствием показать тамошним злобным и придирчивым гномам сначала язык, а потом новенькую золотую кредитную карточку", - пишет журналист.

"Я тоже придумал пару таких уморительный историй про то, как российский госбюджет при помощи этого закона превращается в величайшую прачечную планеты и как бандюганы со всего света съезжаются к нам мыть свое бабло", - говорит он.

Стоит отметить, что законопроект не предусматривает никаких бюджетных трат. "Это отважное заявление о полной и окончательной бесплатности закладываемого в мышеловку сыра, основано на изначальном убеждении, что абсолютно все, без единого исключения, дела с выплатами из государственного бюджета компенсаций пострадавшим от вероломства иностранных судов будут иметь своим последствием предъявление регрессного иска соответствующей стране-обидчице. И, разумеется, всякий раз будут заканчиваться триумфальным выигрышем процесса по этому иску. То есть инициатор законопроекта убежден, что ровно столько, сколько доведется выплатить из бюджета, - будет потом быстро и без хлопот отобрано у иностранного государства, посягнувшего на имущество российского жалобщика, и торжественно возвращено в бюджет", - отмечает обозреватель.

"Получается, что в законопроекте этом как бы два слоя. На поверхности – какая-то блатная законодательная хохма, предназначенная для простых и конкретных ребят, готовых с урчанием броситься на свободно лежащее бабло из государственного бюджета. И именно расчет на такую, сугубо рефлекторную, реакцию законодателей позволяет авторам затеи надеяться на легкое, радостное одобрение всей затеи, - указывает Пархоменко. - Зато чуть глубже — серьезная заявка на развязывание новой мировой «войны суверенитетов», как уже окрестили предстоящую перспективу внимательные к юридическим тонкостям аналитики. Приняв и обнародовав такой документ, Россия обращается к окружающему миру с недвусмысленным предупреждением: «не подходи, урою», - то есть будем резать по живому, отрывать куски защищенного иммунитетом имущества, и никакие конвенции и приличия нас тут в очередной раз не остановят".