Posted 5 июня 2013,, 08:50

Published 5 июня 2013,, 08:50

Modified 31 марта, 18:49

Updated 31 марта, 18:49

Зритель соскучился по реальным героям

5 июня 2013, 08:50
«Легенда №17» режиссера Николая Лебедева - это обращение к личностям, заслуга которых перед страной не кажется чем-то мифическим. Она зрима, достоверна, и, что очень важно, международно признана. А этого так не хватает в сегодняшней России.

«Легенда №17» режиссера Николая Лебедева - на мой взгляд, самая долгожданная и бесспорно успешная премьера 2013 года.

Фильм рассказывает о знаменитом советском хоккеисте Валерии Харламове и о тех, кто сделал из него легенду со всемирно известным номером: о тренере Анатолии Тарасове, сильнейших игроках сборных Канады и других стран, а также о «руководящей и направляющей роли» КПСС. Главную роль исполнил крайне популярный сегодня, но еще не безруковоподобный актер Данила Козловский.

Стоит отметить, что это не первая картина, посвященная легенде советского хоккея - в 2008 году на экраны вышел телефильм Юрия Стааля «Валерий Харламов. Дополнительное время», в котором образ хоккеиста создал Алексей Чадов. Стааль предложил сугубо трагическую интерпретацию не только гибели, но всего финала жизни хоккеиста: крах карьеры, депрессия, разлад в семье и, наконец, смерть в автокатастрофе в 33 года.

Лента Николая Лебедева – более масштабна, энергична и многомерна. Она показывает советский хоккей как социальную силу, которая оказывала на людей почти такое же по силе воздействие, как партийный аппарат.

С 2008 года сборная России по хоккею возобновила триумфальное шествие по международным чемпионатам. «Красная машина» вернулась!» – стали говорить о российской команде. Сложилась практически идеальная для успеха «хоккейной» киноленты ситуация: с большого экрана рассказывают о грандиозных победах, и в жизни происходит то же самое. Правда, в текущем сезоне хоккеисты потерпели крах, но произошло это через месяц после выхода «Легенды №17» на большой экран, когда картина уже успела стать лидером отечественного проката в первой половине 2013 года.

Зрителя привлек не только сам сюжет, но и звездный состав актеров. 28-летний Данила Козловский стал лицом большинства отечественных фильмов последних двух лет. И, несмотря на это, он пока зрителю не приелся. Интервью актер дает редко, причем всякий раз пообщавшиеся с ним журналисты восхищаются интеллигентностью актера и его спокойным отношением к собственному успеху. Помимо Козловского, в фильме играют Олег Меньшиков (Тарасов) и Владимир Меньшов (чиновник Балашов).

На первый взгляд, режиссер показал идеальную историю про self-maid man’a. Игрок, у которого нет необходимых спортивных снарядов, готов ради тренировки карабкаться по трубам промышленных предприятий. Тренер, для которого хоккей и подопечные – вся жизнь. И при этом речь идет не о вымышленных персонажах. Достижения обоих героев – реальны.

Конечно, «Легенда №17» - это не документальная картина, и ее автор имеет право на долю художественного вымысла, который в картине есть. Некоторые факты «переставлены». По фильму, автокатастрофа, в которую попал хоккеист, произошла в 1972 году перед началом Суперсерии. Но в реальной жизни это случилось в 1976-м. Харламову тогда удалось вернуться в большой спорт и завоевать еще несколько медалей международных турниров. Режиссер же раздвинул временные рамки, чтобы более рельефно показать историю работы, общения и взаимопомощи Тарасова и Харламова. На мой взгляд, это не искажение фактов, а художественное воссоздание полноценной истории, основанной на реальных событиях.

По сути, весь фильм – это история непрерывной борьбы, притом не только спортивной. Показано, например, как ЦК КПСС долго и упорно «копал» под «жестокого» Тарасова, несмотря на триумфальные результаты, - и как спортсмены сопротивлялись этому давлению «сверху». Герой Козловского, несмотря на непрозрачные намеки со стороны Спортивного комитета, угрозу лишиться места в сборной, отказался написать донос на своего тренера.

По фильму, Тарасов остался верен своему делу и, не обращая внимания на окрики и предупреждения, шел к победе над канадцами в Суперсерии. Таким образом режиссер показывает, что кровавый режим истинным талантам не помеха. И никакая партия тебя не остановит и не собьет с толку, если ты действительно упорно идешь к своей цели. Признаюсь, этот оптимистический посыл с экрана невероятно бодрит!

Однако, несмотря на обилие ударных и выигрышных моментов, слабые места картины не менее очевидны. Творческие вольности режиссера порой выглядят не вполне оправданными. Так, по словам товарищей Харламова - Бориса Михайлова и Владимира Петрова, они ни разу не слышали об истории с быками, которые якобы чуть не напали на восьмилетнего Валерия (а ведь этот эпизод - первый в картине!). Конечно, коль скоро речь идет о художественном фильме, обвинять Лебедева в вымысле смешно, однако из этой фантазии он выстраивает целую смысловую линию, что выглядит уже как натяжка.

В фильме проводится сравнение быков с канадскими хоккеистами, которые показаны весьма звероподобно. А ведь среди канадских спортсменов было много обаятельных и совсем не брутальных персонажей - например, всемирный любимец Фил Эспозито. Принизить образ соперника, сравнив его с животным – очень слабый художественный прием, к тому же бросающий тень на советских спортсменов. Ведь если допустить, что они видели в канадских хоккеистов «страшных быков», это значит лишь одно: они их боялись. Одним словом, с какой стороны ни подступись, «бычья» метафора выглядит неудачной.

Вообще, пренебрежительное отношение режиссера к людям проявилось не только в истории с канадской сборной. Неубедительно, на мой взгляд, показан известный хоккеист Всеволод Бобров, занявший пост старшего тренера сборной после Тарасова. Лебедев, отдавая дань Тарасову, решил, вероятно, что остальные тренеры играли «чисто декоративную» функцию, а спортсмены все равно оставались «тарасовцами». Да, Тарасов был великим тренером, но все же не единственным, кто воспитывал хоккейную сборную. И Бобров вряд ли был таким исключительно нервным, растерянным и беспомощным, как показано в фильме.

Помимо этого, в картину, которую уже успели окрестить как «народное кино», проникло немало голливудских штампов. Взять хотя бы вполне типовую «героическую» коллизию, которая начинается сценой в раздевалке чебаркульской «Звезды». На новичков команды Харламова и Гусева «наезжают» старожилы клуба, требуя особо не стараться на матчах, ибо в противном случае «Звезда» попадет в первую лигу, и придется «слишком сильно напрягаться». Молодые спортсмены-идеалисты, разумеется, не поддаются и побеждают. А обрадованные чебаркульские хоккеисты дают коллективный отпор тому самому «старожилу», встав всей командой за спиной нового героя «Звезды» - Харламова. В этот момент зритель должен «планово» ощущать приятные мурашки по всему телу и глотать невольные слезы радости…

И все же, несмотря на все недостатки (а может, отчасти и благодаря им), картину можно назвать успешной. «Легенда №17» - это обращение к личностям, заслуга которых перед страной не кажется чем-то мифическим. Она зрима, достоверна, и, что очень важно, международно признана. А этого так не хватает в сегодняшней России, с ее дутыми «героями» и «победами»…

«Легенда №17» - картина о людях, которым удалось стать легендами благодаря, в первую очередь, самим себе и зачастую – вопреки противодействию со стороны власти. И пусть истории о советских salf-maid man’ах выглядят «немного упрощенными», ясно, что на них есть массовый спрос. Поэтому неудивительно, что этим летом состоится еще одна громкая премьера – «Гагарин. Первый в космосе».

Настя Березина, студентка ВГИК