Posted 17 июня 2013,, 17:16

Published 17 июня 2013,, 17:16

Modified 31 марта, 18:39

Updated 31 марта, 18:39

Школьникам не расскажут про Путина

17 июня 2013, 17:16
На расширенном заседании Российского исторического конгресса состоялась презентация новой концепции школьного курса истории. Современное время в документ не включили – это не история.

На расширенном заседании Российского исторического конгресса состоялась презентация новой концепции школьного курса истории. После того, как академическое сообщество внесет в предлагаемый вариант необходимые поправки, концепция будет опубликована в открытом доступе для общенародного обсуждения, и все желающие смогут предложить свои замечания и предложения по ее усовершенствованию. Каким авторам концепции видится новый учебник истории? Как будут представлены спорные моменты? Будет ли он идеологизирован, и в какой степени? На эти и другие вопросы накануне презентации постарались ответить авторы концепции и представители законодательной власти.

Концепция, по словам заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Ирины Мануйловой, включает в себя три раздела. Первый - пояснительная записка, где сформулированы основные принципы исторического образования, второй представляет собой историко-культурный стандарт, в который войдут основные факты, события, персоналии, обязательные к изучению в рамках общего образования, третий - те спорные моменты, которые имеют сегодня противоречивые толкования и не могут преподноситься однозначно.

«Трактовок прошлого нашей страны существует великое множество, также как и мифов, и откровенных выдумок. Задача ученых — постараться донести до школьников выверенное научное знание», - отметил один из авторов концепции, заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН Сергей Журавлев. По его словам, историческое знание должно опираться на факты, а не домыслы и предрассудки, именно поэтому разрабатывать его основу доверили ученым.

Однако, по словам Мануйловой, вовсе исключить какие-либо события или персоналии из школьной программы было бы неправильно. Согласна с ней и член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова. По ее мнению, задача новой концепции — научить школьников жить в открытом обществе. Для этого, преподнося то или иное спорное событие, не лишним было бы посмотреть, какие его трактовки на сегодняшний день существуют в ближнем и дальнем зарубежье, и предложить учащимся старших классов самим делать выводы. Кроме того, она уверена, что в школьном пособии стоило бы отражать и мифы, существующие вокруг российской истории. «Это помогло бы показать ребятам, как иногда можно манипулировать историей», - заметила Бокова. Но делать все это нужно очень аккуратно, четко разграничивая, где факты, а где теории, домыслы и предрассудки.

Какие именно события будут обязательными для изучения в рамках школьного курса истории, а какие если и будут преподноситься школьникам, то с оговорками, авторы пока не раскрывают. Хотя из просочившихся в прессу документов известно, например, что первые годы правления Сталина названы «периодом форсированной индустриализации и модернизации, осуществленной чрезвычайными методами», хотя сам он охарактеризован как автор «сталинского социализма» — диктатор, подменивший власть советов партийной номенклатурой, опустивший «железный занавес» и применявший насильственные методы для решения политических и экономических задач.

Заканчиваться школьный курс истории, по словам Журавлева, будет на эпохе Ельцина. Так определено в концепции. «Мы бы хотели, чтобы учебник истории заканчивался на 2000 году. Поэтому, видимо, в документе не упоминается вторая чеченская война. Как принято в академическом сообществе, все, что относится к современной команде власти - не история, а политология», - отметил один из авторов концепции. Однако он не исключает возможности того, что в процессе обсуждения могут произойти определенные изменения и в этой части. Кстати, пятидневная война в Грузии 2008 года в концепции упоминается.

Но главной темой для обсуждения, будет, бесспорно, идеологическая составляющая нового учебника истории. По словам Мануйловой, невозможно полностью исключить оценочные суждения, и, вне всякого сомнения, они будут. Другой вопрос, какой окажется идеологическая составляющая при отсутствии официальной идеологии в стране, в какой степени она будет представлена.

«Когда мы начинали разработку концепции, у нас спрашивали: ставились ли перед вами какие-либо идеологические установки. Таких прямых установок не было, но мы для себя считали важным, чтобы в нашем обществе, когда продолжается раскол на «белых», «красных» и так далее — все понимают, о чем я говорю — школьный учебник нес позитив. Мы хотели найти какой-то консенсус, чтобы наши дети росли не в обстановке гражданской войны, а стремились к консолидации общества», - отметил Журавлев.

Именно поэтому, наряду с «историей власти» авторы постарались включить в школьный курс и «историю повседневности».

«Мы хотмим, чтобы в учебниках было поменьше политической истории, и побольше истории повседневности. Когда мы беседуем со школьниками, они говорят, что история вызывает у них интерес только тогда, когда это история не каких-то абстрактных структур, политических институтов, а история людей. Им интересно знать, как одевались люди в разные эпохи, о чем мечтали, чем питались, как относились к религии», - заметил Журавлев.

Итак, основа научной концепции готова. По итогам обсуждения на расширенном заседании Российского исторического общества в нее будут внесены определенные коррективы, после чего концепция будет опубликована в открытом доступе и все желающие смогут внести свои предложения и замечания по ее усовершенствованию.

Как отметил Журавлев, в соответствие с дорожной картой, завершить работу над концепцией необходимо уже к октябрю 2013 года. Тогда же будет объявлен открытый конкурс на разработку школьного учебника. Предполагается, что участие в нем смогут принять все желающие, при этом научная концепция должна будет поставить заслон тем недостоверным фактам, мифам о нашей истории, которые до сих пор существуют. Будет ли это один учебник или несколько, пока не ясно.

Анна Семенец