Posted 18 июня 2013, 08:45

Published 18 июня 2013, 08:45

Modified 31 марта, 18:38

Updated 31 марта, 18:38

Купили и убили

18 июня 2013, 08:45
Лисичанск на грани революции. Несколько крупнейших предприятий востока Украины после их покупки российскими инвесторами остановили работу или были полностью уничтожены. Цеха взорвали и снесли бульдозерами, люди выброшены на улицу.

Несколько крупных предприятий Востока Украины после покупки их российскими инвесторами остановили работу или были полностью уничтожены. Из-за этого целый город в Луганской области оказался на грани социального взрыва.

В фактически предреволюционной ситуации, сложившейся в городе Лисичанск Луганской области, оказались замешаны российские инвесторы. Жители когда-то развитого промышленного центра Юго-Востока Украины 4 июня даже захватили зал заседаний городского совета. В том, что для них практически не осталось работы, люди обвиняют Януковича, местные власти - и российские компании, пустившие на металлолом когда-то успешные предприятия.

Завод “Лиссода”, еще недавно занимавший второе место в стране по производству этого товар, просто перестал существовать после того, как в 2008 году его купил «Бинбанк» чеченского миллиардера Микаила Шишханова. Перестал существовать в прямом смысле - физически. Как сообщает донецкое издание “Остров”, основные здания завода взорвали весной 2013 года, на металл порезали и уникальную канатную дорогу, длинной 16,5 километра. Сейчас бульдозеры сравнивают с землей остатки цехов.

Эксперты отмечают, что нечто похожее вскоре может ожидать и главное градообразующее предприятие Лисичанска – нефтеперерабатывающий завод «Линик», который в 2012 году приобрела “Роснефть”. 15 марта текущего года НПЗ был полностью остановлен, якобы из-за своей убыточности. В обещания провести его модернизацию и вновь начать производство этой осенью, пишет “Остров”, уже никто не верит. Сроки называют нереальными, и, главное — есть большие сомнения в чистоплотности нового собственника.

Тем более, что ранее российский монополист по выпуску локомотивов, ЗАО "Трансмашхолдинг", приобрело один из флагманов украинской промышленности - “Лугансктепловоз”. Причем сделало это дважды — итоги конкурса 2007 года были оспорены в суде, и актив вернули в государственную собственность. После смены власти на Украине "Трансмашхолдинг" сумел вновь получить контроль над “Луганстепловозом”. Об этом много писали, как о торжестве справедливости и как о примере успешной экономической интеграции двух стран. Но сегодня производство локомотивов практически заморожено.

Сам собой напрашивается вывод: россияне, покупая профильные активы на Украине, не собираются вкладывать средства в их развитие. Скорее наоборот — идет точечная зачистка рынка от конкурентов.

Однако еще больше претензий у жителей региона - к собственным, украинским властям. Если волчья логика бизнеса, тем паче иностранного, хотя бы понятна, то задачей властей Украины является защита национальных интересов. Киев, по убеждению выброшенных на улицу работников лисичанских предприятий, должен контролировать выполнение инвестиционных обязательств и социальные последствия продажи градообразующих заводов. Но на Украине Януковича — не так.

Лисичанск отнюдь не маленький город, с населением около 100 тысяч. Еще в 2004 году он давал 32% ВВП Луганской области, на сегодняшний день — только 5%. Город смог выстоять даже в 90-е, но оказался не в состоянии пережить “стабильности” Партии регионов, за которую его жители и голосовали в абсолютном большинстве.

Картину дополняют еще несколько лисичанских заводов, которые пали жертвами уже украинских дельцов. Как отмечает тот же “Остров”, первым “пошел на дно” завод резинотехнических изделий, искусственно загнанный в долги при участии нынешнего главы фракции Партии регионов в Верховной Раде Александра Ефремова.

Минувшей зимой остановлено производство и на лисичанском стеклозаводе “Пролетарий”. Причем в одной из печей застыла стекломасса, а это значит, ее уже не удастся запустить без дорогостоящего ремонта.

На сегодняшний день в Лисичанске фактически не осталось работы, за исключением нескольких шахт. На 18 июня назначена сессия городского совета, но на ней вряд ли будут решены существующие проблемы.

То, что люди пошли на штурм мэрии в одном из самых “бело-голубых” регионов Украины показывает: они на грани отчаяния. Ситуация требует вмешательства на центральном уровне, но правящая Партия регионов в это время предпочитает бороться с несуществующей “фашистской угрозой” (как «Единая Россия» с гомосексуальной - прим. ред.).

Это Путин когда-то ездил в Пикалево, пусть и с целью собственного PR, чтобы вмешаться в судьбу “моногорода”. Янукович не демонстрирует даже показного интереса к судьбам земляков — в то время, когда в его электоральной вотчине отчаявшиеся люди выходят на митинги протеста и требуют помощи, он рассказывает о медицинской реформе, которую, по его мнению, хорошо оценили украинцы (что само по себе неправда). Или посещает кладбища в родном Енакиево, причем кортеж украинского президента можно сравнить, разве что, с кортежами Рамзана Кадырова.

29 апреля 2013 года жители Лисичанска отправили Виктору Януковичу требования, под которыми подписались около пяти тысяч человек. В нем содержится перечень всех бед города, а также намерение подать в суд на президента “за бездеятельность”. Правда, непонятно, в каком суде у этого иска есть перспектива. На Украине судиться с властью бессмысленно, а высокие суды Евросоюза отдают предпочтения правам личности, а не трудовых коллективов.

После прихода Януковича к власти на Украине усилилось давление на малый бизнес. Идеологи ПР - к примеру, потерявший пост вице-премьера Борис Колесников - заявляли, что ставка в экономике будет делаться на развитие промышленности. Но, как видно на примере Лисичанска, если дело не касается личных интересов бизнесменов-регионалов, развитию, или в данном случае спасению промышленности внимания никто не уделяет.

Россияне, в свою очередь, ведут себя недальновидно - причем в одном из самых пророссийских регионов. Думается, что на Луганщине число сторонников вступления Украины в Таможенный, или какой-либо другой союз с Россией после событий в Лисичанске может уменьшиться.

Евгений Булавка