Posted 20 июня 2013,, 12:55

Published 20 июня 2013,, 12:55

Modified 31 марта, 18:35

Updated 31 марта, 18:35

«Великий Гэтсби»: тусовка вместо любви

20 июня 2013, 12:55
Фильм режиссера База Лурмана получился историей о фешенебельной и стильной жизни Лонг-Айлэнда, а не драмой о несостоявшейся любви. Ди Каприо же предстал в привычном для себя образе покорителя женских сердец.

«Великий Гэтсби» идет в российском прокате больше месяца - и не думает сдавать позиции. Даже в будние дни на полуночные сеансы половина билетов раскуплена.

Фильм уже окупился с лихвой. Книжные магазины тоже ликуют: за несколько недель были распроданы тысячи экземпляров романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда с манящим ди Каприо на обложке.

Это пятая по счету картина, снятая по одноименному роману. И до сегодняшнего дня только одну из них можно было считать успешной - экранизацию режиссера Джейка Клэйтона 1974 года, удостоившуюся двух Оскаров. Фильм 2013 года снял Баз Лурман, и именно эта картина открыла Каннский кинофестиваль в этом году.

Как и недавно отшумевшая «Анна Каренина», «Великий Гэтсби» представляет собой достаточно вольную интерпретацию романа. В целом канва сюжета не нарушена. Однако Фицджеральд больше внимания уделял историко-политической стороне: действие развивается в 1920-е годы, когда Америка переживала бурный подъем в экономике, а только что принятый «сухой закон» стал устойчивой опорой для создания развертывания сюжета. Лурман же эти обстоятельства упоминает вскользь, расставив акценты не на психологических и смысловых моментах, а на зрелищных и формальных.

В итоге после просмотра молодежь ликует — их привлекает 3D и яркая картинка. А вот представители старшего поколения возмущены тем, что философия фильма далека от оригинала. На мой взгляд, хотя формально я отношусь к возрастной группе «ликующих», это и есть главный минус картины.

Фильм длится почти два с половиной часа — затянуто. В кинотеатре, даже самом удобном, высидеть столько времени сложно, на втором часу начинаешь ерзать и думать, когда же конец. Тем более, что характеры главных героев, в том числе самого мистера Гэтсби, так и остаются нераскрытыми. Такое мнение сложилось у многих, кто читал роман. Из Гэтсби – человека, преисполненного искренней любви, Баз Лурман сделал очередного типажного персонажа ди Каприо. Привлекательный, порой даже чересчур слащавый - эдакий покоритель женских сердец (вспоминаем «Титаник»).

Сам актер, как всегда, сыграл хорошо, но его экспрессивная мимика оставляет ощущение фальши. Робость, нерешительность, смущение при первой встрече с Дэйзи, уверенность и вальяжность на собственных вечеринках, нервозность и подозрительность при телефонных разговорах - все это плохо стыкуется между собой. В изображаемых ди Каприо переживаниях всегда мерцает какое-то «но», которое отталкивает, лишая образ правдоподобности. Ведь Джей Гэтсби в романе действительно неистово любил Дэйзи. А в фильме он выглядит холеным молодым человеком, просто решившим потешить свое самолюбие. Герой ди Каприо предстает в образе метросексуала, перестав быть «исходным» Джеем Гэтсби и став «эталоном» роскоши, вкуса, манер и такта.

Кэрри Маллиган, сыгравшая Дэйзи, весь фильм напрашивалась на сравнение с российской актрисой Оксаной Акиньшиной. Зарубежным зрителям, конечно, такое в голову не придет, но мне (и многим моим знакомым) эта ассоциация явно мешала.

Единственный, к кому у меня лично претензий не возникло, это рассказчик — Ник Кэррауэй, которого сыграл Тоби Магуайр, известный по фильмам «Человек-Паук». Магуайр отлично вписался в амплуа наблюдателя - второстепенного героя, без которого при этом фильм попросту развалился бы.

Одним словом, в отличие от книги, картина получилась не о любви. Порой казалось, что экранизация была задумана ради массовых сцен. О боже, вечеринки в особняке Гэтсби! О них можно снимать отдельный фильм, зачем там любовные перипетии!.. Вот чему так радовались молодые люди, пришедшие на премьеру. Сногсшибательные наряды, сумасшедшие танцы, море подпольной выпивки, шикарная обстановка, безудержное веселье — всего этого в фильме более чем достаточно. Создатели не скупились на оформление этих эпизодов, и они действительно удались.

Вроде бы, на экране показывают кутежи давно ушедших годов, но явный налет современности приближает их к зрителю и заставляет пританцовывать, сидя в кресле кинотеатра. Не знаю, как на самом деле проходили вечеринки у золотой молодежи в 1920-е, но уж очень они напоминают тематические тусовки нашего столетия. Современная музыка с джазовыми нотами — вроде как из прошлого, но вроде как и в клубе такую услышать можно. Подобный опыт с изображением ярких празднеств и веселья Баз Лурман уже имел в 2001 году, когда работал над картиной «Мулен Руж» - она была признана жюри Золотого глобуса лучшей комедией/мюзиклом и в довесок удостоилась награды за лучший саундтрек.

«Великий Гэтсби» получился отличной историей о фешенебельной и стильной жизни Лонг-Айлэнда, а не слезливой драмой о несостоявшейся любви - даже несмотря на трагический конец. Это не хорошо и не плохо. Это режиссерское видение классического произведения. Герои, живущие в 1922 году, разъезжают на автомобилях 1929 года — неточность, нарочно или случайно допущенная создателями картины…

Вообще, весь фильм — вольность. Ведь не вечеринки были в центре романа Фицджеральда, а история незаурядного человека, которого погубила слепая любовь к испорченной женщине. Социально-политический контекст и чувственность героя затерялись за мишурой, конфетти и залпами салюта, растворились в парах алкоголя, чтобы стать яркой картинкой, привлекающей публику гораздо сильнее, чем унылое повествование о трагической судьбе Джея Гэтсби.

Ольга Шенеберг, студентка СПбГУ