Posted 8 июля 2013,, 15:28

Published 8 июля 2013,, 15:28

Modified 31 марта, 18:19

Updated 31 марта, 18:19

Государство подруливает

8 июля 2013, 15:28
Российский автомобильный рынок никак не может выбраться из крутого пике. Производители надеются на вторую волну льготного автокредитования, однако аналитики сомневаются, что ситуацию удастся изменить кардинально.

Российский автомобильный рынок никак не может выбраться из крутого пике, в которое он вошел в феврале текущего года. Автопроизводители надеются на вторую волну льготного автокредитования, однако аналитики сомневаются, что она сможет вывести рынок на рост.

Сегодня Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги продаж новых автомобилей в России (включая LCV) за первую половину 2013 года. Показатели неутешительные. Рынок потерял 6% по сравнению с тем же периодом 2012 года. И, похоже, уже сейчас с высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в этом году на российском рынке новых автомобилей впервые после кризиса 2009-го будет зафиксирован спад.

«Стало очевидно, что в целом российский автомобильный рынок в настоящее время находится не в лучшей форме. Второй квартал завершился с результатом на 10% ниже прошлогоднего, и уже ясно, что это не то, на что надеялись участники рынка после сбалансированного первого квартала», - прокомментировал итоги продаж председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Лидером рынка по динамике продаж по-прежнему остается испанский SEAT (128%). Однако еще недавно он показывал 208%, что говорит о том, что испанцам не удалось закрепить успех первых месяцев 2013 года. За полгода они продали меньше 2 тыс. автомобилей. Главным же аутсайдером стал китайский BYD, которому в этом году удалось продать в России всего 100 автомобилей.

По оценке Шрайбера, сейчас главный вопрос заключается в том, удастся ли исправить ситуацию во второй половине года. «Я лично верю, что такое возможно, и шансы на это возросли после объявления планов правительства о субсидировании ставки розничного кредитования при покупке автомобиля. Мы надеемся, что эти планы быстро воплотятся в жизнь, и положительный эффект от их внедрения скажется в ближайшие месяцы», - заявил он.

Речь идет о второй волне льготного автокредитования, которую запустило Министерство промышленности и торговли. Государственная субсидия будет предоставляться на 2/3 ставки рефинансирования.

Первая волна льготного кредитования была весьма успешной. К концу 2011 года, когда действовала программа, было выдано примерно на четверть больше кредитов, чем планировалось. Однако эта же программа оказала автомобильному рынку медвежью услугу. Благодаря низкой стоимости займов, кредиты стали брать даже те, кто в других условиях повременил бы с покупкой нового автомобиля. Это в совокупности с рядом других факторов привело к пресыщению спроса и даже к его некоторому перенасыщению. Следующая волна массовой замены автомобилей начнется лишь через три года. До тех пор рынок будет находиться в неустойчивом состоянии.

Новая программа, которая может быть запущена уже в этом месяце, расширяет перечень счастливчиков. Дело в том, что под льготы попадает более широкий спектр автомобилей, поскольку максимальная цена увеличена на 100 тыс. руб. — до 700 тыс. руб. Расширился и перечень марок и моделей. Помимо российских моделей, в него вошли Chevrolet, Citroen, Daewoo, Ford, Hyundai, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, Skoda, Toyota, Volkswagen — то есть практически все марки, которые работают в бюджетном сегменте.

Впрочем, опрошенные «Росбалтом» эксперты сомневаются, что вторая волна льготного автокредитования сможет кардинальным образом изменить ситуацию. «В плюс программа льготного автокредитования рынок не выведет. Можно говорить о снижении темпов падения», - полагает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Эксперт отметил, что и в прошлый раз ключевую роль сыграли не кредиты, а программа утилизации — люди могли менять старые машины на новые с существенной скидкой. «Льготные автокредиты помогут тем, кто в состоянии купить. Но нельзя говорить о том, что они могут расшевелить рынок. Спад рынка естественный», - отметил он, добавив, что за время кризиса (2009-2010 гг.) накопился отложенный спрос, и в 2011-2012 гг. люди реализовали свое желание. «Мы видели, что российский рынок последние два года рос очень быстро – так развитые рынки не растут. Теперь таких темпов роста не будет. Программа льготного автокредитования не добавит спрос, но сможет поддержать рынок», - отметил эксперт.

По его мнению, вторая волна больше поддержит регионы, небольшие города, поскольку в крупных мегаполисах большим спросом пользуются автомобили, не попадающие в нее.

Владислав Кузьмичев