Posted 10 июля 2013,, 13:12

Published 10 июля 2013,, 13:12

Modified 31 марта, 18:17

Updated 31 марта, 18:17

В Голливуде даже зомби - толерантны

10 июля 2013, 13:12
Фильм «Война миров Z» фильм оказался по-своему гениальным. Режиссер Марк Форстер без зазрения совести и притом предельно органично использовал все возможные голливудские клише.

В российский прокат вышел долгожданный для многих фантастический фильм «Война миров Z», который незадолго до того открыл Московский международный кинофестиваль. На мой взгляд, этот фильм оказался по-своему гениальным. Прежде всего, потому, что режиссер Марк Форстер без зазрения совести и притом предельно органично использует все возможные клише, которые к настоящему времени уже создал Голливуд.

Кажется, до этого так поступали лишь создатели «Касабланки». Умберто Эко сказал как-то, что «Касабланка» – «не один фильм, а много фильмов»: «Он словно возник случайно, как бы сам собой. И потому он воздействует, вопреки эстетической и кинематографической теории… Когда на сцену бесстыдно врываются все архетипы, открываются гомеровские глубины. Два клише смешны. Сто клише волнуют. Потому что мы неотчетливо слышим, как клише разговаривают между собой, празднуя встречу».

Так и «Война миров Z». Если разобрать этот фильм по полочкам, можно выявить его абсолютно стереотипную структуру.

Конечно, сам по себе этот прием не уникален. Есть миллион примеров того, как клише обыгрываются и высмеиваются (например, можно посмотреть работы Квентина Тарантино). Но «Касабланка» и «Война миров Z» отличаются тем, что совершенно не иронизируют над заштампованным Голливудом. Все клише кажутся уместными и оправданными до такой степени, что становятся просто незаметными для «обычного» зрителя, которого сразу же засасывает внутрь картины и не отпускает до конца сеанса. Так в чем же формула секрета «Войны миров Z»?

Для начала – в высшей степени занятный сюжет.

Конечно, история о зомби-апокалипсисе не нова (к счастью, лишь на экранах). Фильмы ужасов о живых мертвецах были одними из пионеров кинематографа. Первым считается «Белый зомби» Виктора Гальперина, выпущенный в 1932 году. Картина имела большой успех, а сама тематика впоследствии стала одной из популярнейших в американском кино и породила такие культовые фильмы, как «Ночь живых мертвецов» и ее сиквелы Джорджа Ромера, ремейк одного из них – «Рассвета мертвецов» – Зака Снайдера, а также «28 дней спустя» Дэнни Бойла.

Изначально зомби в кино изображался как труп, восставший из могилы, чтобы питаться плотью живых. Позже образ был расширен - до любого живого персонажа, зараженного неизлечимой болезнью, лишающей его человеческих черт и превращающей в кровожадного убийцу. Это представление о зомби эксплуатируется много десятилетий - и весьма успешно. Кинематограф насчитывает сотни картин, в которых фигурируют восставшие мертвецы.

Учитывая искушенность современного кинозрителя, Форстер должен был придумать принципиально новый поворот «зомбического» сюжета. Задача, на первый взгляд, практически невыполнимая. Но он это сделал. Для начала сами зомби трансформировались в вампиров, которые не стремятся убить и съесть свою жертву, а хотят лишь укусить ее, тем самым "обратив". Кроме того, они превращаются в большой зомби-шар – коллективную массу зараженной плоти, которая, как огромное перекати-поле, перемещается сквозь пространство, не встречая никаких преград. Способ борьбы с этой напастью режиссер тоже придумал оригинальный.

«Война миров Z» начинается, как и многие другие фильмы-катастрофы – с истории семьи главного героя. Его зовут Джерри, он образцовый муж и прекрасный отец двух дочерей. Старшая страдает астмой, приступы которой случаются в моменты страха и потрясения, а младшая, пугаясь, просит завернуть ее в одеяло (еще одно распространенное американское клише). Их мать - англичанка, чья внешность далека от стандартов глянцевых журналов. Видимо, за счет этих деталей режиссер хотел представить семью Джерри не как идеальную ячейку американского общества, а как типичную семью, в которой есть свои «типичные» проблемы.

Герои, не лишенные недостатков, ближе современному зрителю, уставшему от вечных рефлексий на тему собственного несоответствия «идеальным» экранным образам. В то же время сохраняется запрос на Героя с большой буквы. Возможно, поэтому Джерри оказывается бывшим следователем ООН, а его роль играет Брэд Питт, который сам по себе может считаться голливудским штампом - символом местами умного, безупречно сильного и в целом «слишком привлекательного» мужчины.

Кроме того, в соответствии с «американским стандартом», каждый фильм об угрозе человечеству должен быть "многонациональным". В картине Фостера южно-африканский актер Фана Макоэна исполнил роль заместителя генсека ООН Терри Умитони. Есть здесь и афроамериканка, хотя ее роль не так удачна, как образ Макоэна. Она – зомби, заточенный в лаборатории центра Всемирной организации здравоохранения. Но и это служит законам жанра – чернокожий герой фильма-катастрофы, несмотря на знаменитую американскую политкорректность, в большинстве случаев лишен шанса на счастье.

Азию в «Войне миров Z» представляет не конкретный персонаж, а место действия – Южная Корея, куда первым делом отправляется Джерри, чтобы найти источник зомби-вируса. Из Южной Кореи, подгоняемый ордой зомби, прыгающих во мраке под проливным дождем (тоже штамп), он устремляется в Иерусалим.

По утверждениям некоторых критиков, израильская часть фильма - наиболее спорна, ибо смахивает на пропаганду: якобы фильм оправдывает оккупацию Израилем палестинских земель. По сюжету, правительство возвело стену на границе с Палестиной, но в то же время решило пускать всех незараженных людей палестинской стороны, исходя из принципа «одним впущенным к нам человеком больше – одним зомби меньше». «Намек», в общем, прозрачный.

Однако зомби все же проникают за стену. Джерри и несколько израильских военных, в том числе девушка-лейтенант Сеген, спасаются, улетая на самолете вымышленной авиакомпании Belarus Airways, которому на заднем плане машет крылом лайнер «Аэрофлота». В итоге Джерри оказывается в Великобритании, где и заканчивается его эпопея по спасению мира. В финале американский герой гордо проходит по пустым коридорам британского ВОЗа, выпив по дороге банку «Пепси-Колы» из автомата - как будто в насмешку над стереотипом о скрытой рекламе.

География фильма, кажется, охватила все топовые точки политической карты мира. Однако тема толерантности (также давно ставшая голливудским штампом) не ограничилась многонациональной экранной солянкой. Центральным моментом и, возможно, главным отличием «Войны миров Z» от других фильмов о зомби, становится толерантность самих ходячих мертвецов – они не трогают больных и слабых. Так что фильм можно назвать своего рода экранизированной квинтэссенцией идеи толерантности. А многочисленные клише лишь усилили эффект от захватывающего сюжета.

Анастасия Гущина, студентка СПбГУ