Posted 16 июля 2013,, 16:48

Published 16 июля 2013,, 16:48

Modified 31 марта, 18:12

Updated 31 марта, 18:12

«Нельзя мириться с радиоактивным мусором в Ладоге»

16 июля 2013, 16:48
Острова на северо-западе Ладожского озера, где в 50-х годах испытывали ядерное оружие, продолжают вызывать тревогу. Эксперты рассказали, каков там уровень радиации, и что с островами теперь делать.

Острова на северо-западе Ладожского озера и в XIX веке продолжают вызывать тревогу и оставаться загадкой: там в 50-х годах прошлого века проводились испытания ядерного оружия, а исчерпывающей информации о радиационном фоне в этих местах нет до сих пор. Как рассказал на пресс-конференции в ИА "Росбалт" "Угрожают ли радиоактивные загрязнения Ладоге?" вице-президент российского «Зеленого креста», член общественного совета ГК "Росатом", физик-ядерщик Михаил Рылов, все необходимые сведения о предпринимаемых мерах и потенциальных угрозах властям и экологам должно представить Министерство обороны РФ.

По словам Рылова, хоть экологические экспедиции на острова и показали, что угроза радиационного заражения вод Ладоги от нынешнего состояния мест бывших испытаний "грязных бомб" отсутствует, но работа экологов требует дальнейшего развития. Он считает, что властям Ленобласти и Карелии необходимо обратиться к хозяевам всей этой бывшей "грязи" — 12-му главному управлению Министерства обороны.

«Надо задать конкретный вопрос: какие работы проводятся управлением по снижению потенциального радиационного развития. С точки зрения моего 25-летнего опыта работы в «оборонке» могу сказать, что военный мониторинг островов осуществляли непрерывно. Делали они это хорошо. Программа должна базироваться на реальном положении вещей. Министерство должно предоставить копии журнала радиационной безопасности конкретной военной части за конкретный период времени", — заявил Рылов.

Сейчас работы в том числе экологов должны быть продолжены, поскольку, по словам Михаила Рылова, «все делается в правильном направлении». «Я на общественном совете доложу об этом главе Росатома Сергею Кириенко", — заверил он.

Стоит отметить, что на северо-западные острова Ладоги в последнее время уже дважды отправлялись эко-экспедиции. В прошлом году на места выезжали представители института "Прикладная химия". Вторая, недельная экспедиция международной экологической организации "Зеленый крест" и общественного совета Госкорпорации Росатом стартовала 30 июня. На острова отправились председатель клуба работников ЛАЭС с почти 40-летним стажем работы на атомной станции Сергей Аверьянов, капитан судна Константин Овчинников, в прошлом работавший на космодроме Байконур и занимавшийся дезактивацией ракетного топлива, а также экологи «Зелёного креста». Экспедиции нужно было не только осмотреть острова на северо-западе Ладожского озера - в тех местах, где проводились испытания ядерного оружия, - но и измерить радиационный фон как на почве, так и у крышек временных бетонных хранилищ ядерных отходов.

Западный архипелаг Ладожского озера включает острова Мюкериккё, Рахмансаари, Макаринсаари, Хейнясенмаа, Кугрисаари, Верккосаари, Воссинойсаари, Ялаянсаари, Ситтулуото, и административно относится к Лахденпохскому району Республики Карелия. Самые большие из них - Кугрисаари, Макаринсаари и Хейнясенмаа. Известно, что на протяжении многих лет эти острова, расположенные на пути к Валааму, считаются закрытыми, хотя на них высаживаются люди. С воды можно увидеть желтые металлические щиты с известным и пугающим значком радиации.

В пятидесятых годах прошлого века здесь проходили испытания "грязной бомбы". На трофейном немецком эсминце размещались клетки с подопытными кроликами и собаками. Затем люди в защитных костюмах доставали из свинцового ящика стеклянную емкость, заполненную маслянистой основой, содержащей радионуклиды - очевидно, стронция и плутония. После взрыва исследовались последствия.

В начале девяностых годов эсминец наконец-то вывезли с Ладоги и дезактивировали на специальных производствах Белого моря, а радиоактивный мусор собрали и загрузили в штольни - бывшие финские укрепления. Двери забетонировали.

Значения первых замеров, сделанных членами летней экспедиции на небольшом острове Веркосаари (в переводе – «остров сетей»), не превысили 35 микрорентген в час. По словам специалистов, опасность начинается лишь с 50 микрорентген в час, а нормальный природный фон составляет 11 мкР/ч (в Сосновом Бору, где расположена Ленинградская ЛАЭС — 14 мкР/ч).

Основной точкой измерений для членов экспедиции стал самый большой остров Западного архипелага Хейнясенмаа. Со второй половины XV века по начало XVIII века там располагался православный мужской Троицкий Сенной монастырь, но сейчас на острове лишь следы пребывания военных: плац, колючая проволока и траншеи. Однако и в этом месте радиоактивный фон оказался спокойным: на траве - от 13 до 27 микрорентген, на металле и камнях — чуть больше, но до опасных значений не дотянуло.

Еще 15-20 лет назад самым опасным местом в Ладожском озере экологи назад называли остров Макаринсаари. Сейчас на нем наблюдается редкая растительность. На острове также располагается длинная (не меньше 150 метров) бетонированная площадка. Измерения радиационного фона там показали абсолютно нормальные значения.

После комплексного осмотра члены экспедиции пришли к выводу, что обстановка на островах на данный момент является стабильной и не имеет тенденции к ухудшению. «Существенного влияния на среду Ладожского озера она не оказывает. В некоторых местах на гранитных набережных Невы можно намерять 70-80 микрорентген. Говоря об опасности, принято приводить в пример памятник "Медный всадник" в центре Санкт-Петербурга. Тем не менее, говорить о том, что радиация отсутствует, нельзя - необходимы тщательные исследования почвы и воды", - пояснил ядерщик Сергей Овчинников.

По словам руководителя сектора радиационной безопасности института "Прикладная экология", члена Общественного совета Госкорпорации Росатом Андрея Ткаченко, очевидно, что угрозы радиационного заражения на Ладоге нет. «Но следует понять все же реальные последствия того, что здесь происходило", - заметил он. Он также согласился с коллегой Овичинниковым в необходимости исследований воды: например, нужно опуститься на дно, и может быть, даже пробурить шурфы.

Конечно, какие-то данные о проводимых на островах испытаниях и проверках после этого есть, они под грифом секретности, уверил Ткаченко. Сейчас же нужно постоянно мониторить ситуацию, потому что «предупреждающие знаки с надписью "радиоактивность" уже повод для раздумий». Для Ладожского озера нужна своя специальная программа, такая, как уже разработана для Карского моря.

Ладожскую воду регулярно проверяют "на радиацию" и ничего опасного не обнаруживают. Но мириться с радиоактивным мусором на островах озера, используемого для питьевого водоснабжения невозможно – считают специалисты. Всё, что ещё представляет опасность на островах, следует захоронить в хранилище постоянного типа, которое, еще предстоит построить.

Роман Ипполитов