Ботаники хотят, а РАН не может (фото)

19 июля 2013, 09:11
Петербургский Ботанический сад лихорадит не первый год. Однако именно сейчас, накануне 300-летнего юбилея Аптекарского огорода и совпавшей с ним реформой РАН, в ведении которого находится сад, наступил настоящий кризис.

Петербургский Ботанический сад лихорадит не первый год. Однако именно сейчас, накануне 300-летнего юбилея Аптекарского огорода и совпавшей с ним реформой РАН, в ведении которого находится сад, наступил настоящий кризис, от которого зависит, выживет сад или умрет окончательно.

Сегодня самый северный в мире Ботанический сад Ботанического института им. В.Л. Комарова очень приблизился к своему первоначальному названию, данному в 1713 году Петром Первым, - Аптекарскому огороду. В отдельных местах он действительно напоминает обычный дачный огород: с ржавыми тачками, развалившимися деревянными домиками, разбросанными горшочками рассады и залатанными кое-как теплицами, которые когда-то были оранжереями с уникальными коллекциями растений.

Последние лет десять сотрудники сада периодически взывают к властям и прессе с просьбой обратить внимание на уникальный научный, культурный и садово-парковый объект, имеющий не только федеральное, но и мировое значение. Однако саду если что и перепадало, то копейки, которые шли в буквальном смысле на залатывание дыр в потолках и стенах и на символическую зарплату рядовым ботаникам, которая в среднем составляет около 20 тыс. рублей.

Сотрудники Ботанического сада едва ли не собственными телами закрывали текущие крыши, чтобы зимой не померзли, а летом не сгорели уникальные растения. По словам директора Ботанического института Василия Ярмишко, если еще в прошлом году одна оранжерея находилась в аварийном состоянии, из-за чего ботаникам пришлось переносить тропические растения, цитрусовые и растения субтропиков в более приспособленные помещения, то в 2013 году таких оранжерей стало уже три. По самым скромным подсчетам.

Всего в Ботаническом саду 28 оранжерей, 12 из которых требуют безотлагательного ремонта. Не говоря уже о том, что сам сад находится отнюдь не в царском состоянии: почти нет скамеек, туалет один - да и то образца 60-х годов прошлого века. Нет указателей, табличек, на детскую площадку опасно запускать малышей - конструкции там едва ли не петровских времен.

Между тем рассчитывать на подарки к 300-летнему юбилею до сих пор не приходилось. Российская академия наук, в чьем ведении находится институт и сад, может предложить финансирование не более 10 млн рублей в год. Однако, по словам Ярмишко, только ремонт аварийных оранжерей обойдется никак не менее чем в 615 млн рублей. «А всего для нормального ремонта и функционирования сада нам нужен 1 млрд рублей, - сказал на пресс-конференции Ярмишко. - Я не понимаю: почему государство может тратить миллиарды на какие-то непонятные мифические проекты, а на нас - не может?».

Нельзя сказать, чтобы судьбой Ботанического сада город, в котором он находится, не занимался. Проходили научно-технические и пресс-конференции, высшее руководство Смольного - от Валентины Матвиенко до Георгия Полтавченко - пыталось как-то «выбить копеечку». Однако ФЗ №132 связывал руки, не позволяя субъекту федерации вмешиваться в федеральную собственность. Пока за счет города удалось только установить систему видеонаблюдения по периметру.

Позиция Василия Ярмишко, который фактически превратился из ученого в завхоза, понятна: ему любой ценой нужны деньги. РАН, которую и так «трясет и колбасит» и без «ботаников», эти деньги дать не может. Ярмишко говорит, что ему коллеги намекают практически открытым текстом: «Завязывай с наукой, иди и добывай деньги».

Сейчас появилась надежда если не на реформирование, то хотя бы на реанимацию Ботанического сада. Общественное объединение «Воссоздание садов и скверов» привлекло богатых спонсоров - крупный банк и не менее крупного оператора сотовой связи - которые пообещали помочь с реконструкцией сада. Сотовый оператор решил заняться приобещением Аптекарского огорода с благам цивилизации и технически оснастить территорию, соорудив бесплатный WiFi, а коллеги из банка помогут сделать сад удобным для маломобильных групп населения - инвалидов, пожилых, родителей с колясками. Кроме того, в планах также реконструкция центральной аллеи с созданием современных зон для отдыха, и реализация проекта по воссозданию участков «Аптекарского огорода Петра Первого».

Однако специалисты не скрывают, что самым болезненным остается все-таки вопрос кардинальной реконструкции именно научного потенциала института и самого сада, который физически и морально устарел более чем на половину. Инженерно-техническое состояние откровенно плачевно, коллекции переполнены и не соответствуют никаким современным стандартам. «Американцы приезжали, смотрели, сказали, что пока еще растения в хорошем состоянии. Пока. Но если еще год-два помощи не поступит, все погибнет», - говорит Ярмишко.

При этом директор Ботанического института не скрывает, что готов пойти на поклон куда угодно: хоть в РАН, хоть в Смольный, хоть в Кремль. Он, похоже, готов даже расстаться с институтом, если РАН решит его закрыть (что, по некоторым оценкам, вполне вероятно). «Но хоть сад-то останется и достанется Северной столице! Все же логично: если ты не можешь содержать, так отдай городу!» - говорит Василий Ярмишко.

Петербург, по словам вице-губернатора Василия Кичеджи, «не будет возражать», если ему отдадут Ботанический сад.

Однако, по словам информированных источников, Российская академия наук категорически не хочет отдавать свою научную базу - 300-летний «огород». Как говорят источники, «в РАН убеждены, что у Академии наук обязательно должен быть свой сад, а Московский Ботанический якобы на такой статус «не тянет».

Впрочем, позиция «не доставайся же ты никому» все-таки не очень свойственна РАН. Хочется верить, что в год 300-летнего юбилея у Аптекарского огорода появится достойный «огородник», и оранжереи не рухнут на головы ученых и детей.

Марина Бойцова

#Общество #Всегда актуально #Петербург
Подпишитесь